Внесены изменения в Порядок ведения Единого государственного реестра судебных решений

11:40, 28 декабря 2021
Высший совет правосудия внес изменения в Порядок ведения Реестра судебных решений.
Внесены изменения в Порядок ведения Единого государственного реестра судебных решений
Источник фото: shutterstock
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Высший совет правосудия опубликовал свое решение от 23 декабря, которым внесены изменения в Порядок ведение Единого государственного реестра судебных решений (ЕГРСР).

Так, раздел VIII Порядка дополнен новым пунктом следующего содержания:

«6. Ограничение (отсрочка) обеспечения общего доступа к электронным ресурсам Реестра происходит в порядке, определенном законами Украины «О доступе к судебным решениям», «О государственной тайне» и настоящим Порядком.

Ограничение (отсрочка) общего доступа к электронным ресурсам Реестра по другим основаниям не допускается».

Как отмечает ВСП, 1 февраля 2021 года в Высший совет правосудия поступило обращение Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) о принятии мер по недопущению безосновательного ограничения общего доступа к судебным решениям в Реестре.

2 апреля НААУ предоставила копию ответа Государственной судебной администрации относительно количества судебных решений, полный и общий доступ к которым ограничен на основании обращений прокуроров органов прокуратуры, в разрезе 2019-2020 годов.

НААУ выразила просьбу принять меры реагирования и исследовать вопрос о совершении администратором Реестра «действий, не соответствующих действующему законодательству», в частности, по безосновательному ограничению доступа к судебным решениям на основании обращений прокуроров.

Согласно письму ГП «Информационные судебные системы» с 2017 года получено к исполнению 1790 постановлений следственных органов по ограничению полного и общего доступа к электронным копиям судебных решений в Реестре. Во исполнение указанных постановлений следственных органов ГП «ИСС» ограничен полный и общий доступ к 60 080 электронных копий содержащихся в Реестре судебных решений.

В соответствии с частью второй статьи 2 Закона судебные решения открыты и подлежат обнародованию в электронной форме не позднее следующего дня после их изготовления и подписания, кроме постановлений об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам в уголовных производствах, подлежащих обнародованию не ранее дня их обращения к исполнению.

Судебные решения могут публиковаться в печатных изданиях с соблюдением требований настоящего Закона. Если судебное разбирательство проходило в закрытом судебном заседании, судебное решение обнародуется за исключением информации, которая по решению суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании подлежит защите от разглашения.

В определенных законом случаях судебное решение о предоставлении разрешения на проведение разведывательного мероприятия или об отказе в предоставлении такого разрешения, вынесенное в закрытом судебном заседании, не обнародуется и не публикуется.

Согласно ч. 4 статьи 4 Закона, ограничение права свободного пользования официальным веб-порталом судебной власти Украины допускается настолько, насколько это необходимо для защиты информации, которая по решению суда при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании подлежит защите от разглашения.

Общий доступ к определениям о разрешении на обыск жилья или иного владения лица, об отказе в удовлетворении ходатайства об обыске жилья или иного владения лица, о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении негласного следователя (розыскного) действия обеспечивается через год после внесения таких постановлений в Реестр.

Согласно части второй статьи 7 Закона по мотивам безопасности в текстах судебных решений по уголовным делам, открытым для общего доступа в соответствии с настоящим Законом, могут не указываться сведения об именах (имя, отчество, фамилия) судей, рассматривавших судебное дело, и участников судебного процесса.

В порядке статьи 247 УПК следственные судьи апелляционных судов рассматривают ходатайство следователей и прокуроров о разрешении на проведение в ходе досудебного расследования негласных следственных (розыскных) действий.

Следственные судьи апелляционных судов также рассматривают ходатайства оперативных подразделений правоохранительных органов о разрешении на проведение негласных следственных (розыскных) действий в соответствии с законами Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О контрразведывательной деятельности».

Согласно статье 4.12.3 Свода сведений, составляющих государственную тайну, утвержденного приказом Службы безопасности Украины от 23 декабря 2020 № 383, сведения о факте или методах проведения негласного следственного (розыскного) действия имеют гриф «тайно».

Законом Украины «О государственной тайне» предусмотрена возможность ознакомления с документами, имеющими гриф секретности, при наличии у лица допуска и доступа к государственной тайне, предоставляемых Службой безопасности Украины.

Рассекречивание материальных носителей информации о проведении негласных следственных (розыскных) действий осуществляется в суде по представлению прокурора в соответствии с требованиями Инструкции об организации проведения негласных следственных (розыскных) действий и использовании их результатов в уголовном производстве, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины, Министерства финансов Украины, Министерства юстиции Украины от 16 ноября 2012 № 114/1042/516/1199/936/1687/5 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 5.27 Инструкции после рассекречивания указанных материальных носителей информации о проведении негласных следственных (розыскных) действий принимается решение об их снятии с учета в режимно-секретном органе и приобщении к материалам уголовного производства в установленном Уголовным процессуальным кодексом Украины порядке.

Следовательно, указанная категория судебных решений не подлежит обнародованию до момента их рассекречивания в установленном законом порядке.

Кроме того, пунктом 4 раздела II Порядка установлено, что для каждого электронного экземпляра судебного решения и особого мнения судьи (судья-докладчик), который принял решение, с помощью автоматизированной системы документооборота суда (далее – АСДС) формируются следующие информационные сведения:

1) информация, для обеспечения защиты которой рассмотрение дела или совершение отдельных процессуальных действий происходили в закрытом судебном заседании;

2) признак необходимости отсрочки на один год обеспечения доступа к судебному решению (для постановлений о разрешении на обыск жилья или иного владения лица, об отказе в удовлетворении ходатайства об обыске жилья или иного владения лица, о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении негласного следственного (розыскного) действия).

В соответствии с пунктом 1 раздела Х Порядка обязанность своевременной отправки электронных экземпляров судебного решения и особого мнения судьи для их внесения в Реестр путем формирования и подписания соответствующего электронного экземпляра в АСДС возлагается на судью (судью-докладчика), который принял такое решение.

Таким образом, указанными нормами предусмотрен исчерпывающий список оснований и способов ограничения доступа к судебному решению.

Информация, внесенная в Реестр, должна иметь защиту от ее кражи, извращения или уничтожения. Не допускается изъятие судебных решений из Реестра. Не допускается внесение каких-либо изменений в судебные решения, внесенные в Реестр, кроме случаев, связанных с необходимостью исправления технической ошибки, допущенной при внесении судебного решения в Реестр или ведение Реестра (части первая – третья статьи 8 Закона).

Администратор отвечает за внесение в Реестр отправленных информационных ресурсов, предоставление доступа к ним в соответствии с требованиями настоящего Порядка, обеспечение защиты внесенной в Реестр информации от ее кражи, извращения или уничтожения. Обладатель информации Реестра осуществляет контроль за защитой сведений, с помощью которых можно идентифицировать физическое лицо, содержащееся в судебных решениях в режиме полного доступа, от случайной потери или уничтожения, незаконной обработки, в том числе незаконного уничтожения или доступа к таким сведениям (раздел XI Порядка).

Вместе с тем в пункте 7 Заключения Консультативного совета европейских судей о качестве судебных решений № 11 (2008) от 18 декабря 2008 года указано, что судебное решение должно соответствовать ряду требований, по которым можно определить некоторые общие принципы независимо от особенностей отдельных судебных систем и судебной практики в разных государствах.

Отправной точкой является то, что целью судебного решения является не только разрешение определенного спора посредством предоставления сторонам правовой определенности, но часто также установление судебной практики, которая может предотвратить возникновение других споров и обеспечить общественное согласие.

Целью правосудия является разрешение споров, а через принятие решений судебная власть осуществляет как «нормативную», так и «воспитательную» роль, предоставляя гражданам соответствующее руководство, информированность и уверенность в отношении права и их практического применения.

Поэтому судебная власть, прежде всего, должна быть ответственной за деятельность судей, принимающих решения по рассматриваемым делам, или, более точно, за вынесенные решения и их обоснование.

Судебные решения должны быть открыты для изучения и обжалования.

Это можно назвать «судебной ответственностью», и она чрезвычайно важна. Согласно фундаментальному принципу независимости судебной власти, система обжалования является, по сути, единственным способом, которым судебное решение может быть отменено или изменено после его принятия, и это единственный способ, в котором судьи могут считаться ответственными за свои решения, за исключением случаев, когда судья действовал недобросовестно (пункт 23 Заключения Консультативного совета европейских судей вниманию Комитета министров Совета Европы о месте судебной власти и ее отношениях с другими ветвями власти в современных демократиях № 18 (2015) от 16 октября 2015 года).

Следовательно, без соблюдения принципа открытости судебных решений, неразрывно связанного с независимостью судебной власти, нивелируется возможность изучения и утверждения судебной практики, а также превентивная функция возникновения других споров; нарушается право лица на обжалование судебного решения.

В соответствии с разделом XI Порядка администратор (ГП «ИСС») отвечает за внесение в Реестр отправленных информационных ресурсов, предоставление доступа к ним в соответствии с требованиями этого Порядка, обеспечение защиты внесенной в Реестр информации от ее похищения, извращения или уничтожения.

Обладатель информации Реестра (ГСА Украины) осуществляет контроль за защитой сведений, с помощью которых можно идентифицировать физическое лицо, содержащееся в судебных решениях в режиме полного доступа, от случайной потери или уничтожения, незаконной обработки, в том числе незаконного уничтожения или доступа к таким сведениям.

Согласно части первой статьи 10 Закона нарушение правил ведения Реестра, а также нарушение права на доступ к судебным решениям влекут ответственность по закону. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 3, 34 Закона Украины «О Высшем совете правосудия», статьями 2–4 Закона Украины «О доступе к судебным решениям», статьями 27, 247 Уголовного процессуального кодекса Украины, Высший совет правосудия решил утвердить Изменения в Порядок ведения Единого государственного реестра прилагаемых судебных решений.  

Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, когда судьи получат доступ к Единому демографическому реестру.

Также известно, что Офис Генерального прокурора получил полный доступ к Реестру судебных решений, есть важный нюанс.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/suduaна Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна П'єнта
    Інна П'єнта
    суддя Хмельницького апеляційного суду
  • Ольга Склярук
    Ольга Склярук
    суддя Східного апеляційного господарського суду