Стало известно, почему Зеленский ветировал закон о запрете взимать задолженность за коммуналку и долги с предприятий стратегических отраслей

11:10, 1 июня 2022
Владимир Зеленский озвучил свои предложения в вето к закону о запрете взимать задолженность за коммуналку с населения и долги со стратегических предприятий.
Стало известно, почему Зеленский ветировал закон о запрете взимать задолженность за коммуналку и долги с предприятий стратегических отраслей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Президент Украины Владимир Зеленский ветировал принятый парламентом законопроект №7317 о внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности по принудительному исполнению судебных решений, решений других органов (должностных лиц) в период действия военного положения, предусматривающий остановку на время войны принудительного взыскания с населения долгов за коммунальные услуги и долгов важных для экономики во время войны предприятий.

Стало известно, почему он наложил вето и какие поправки предлагает.

Ниже приводим предложения Президента.

Принятый Верховной Радой 12 мая 2022 года Закон не может быть подписан по следующим причинам.

Законом останавливается совершение исполнительных действий в исполнительных производствах по выполнению решений, должниками по которым являются юридические лица (физические лица - предприниматели), которые в соответствии с национальными классификаторами Украины совершают определенную деятельность.

При этом Закон не содержит четкого механизма применения установленных им положений, а также критериев отнесения лиц к кругу субъектов, на которых будет распространяться его действие, что может повлечь нарушение пропорциональности отношений между интересами кредиторов и должников.

Так, Законом не определяется, каким образом исполнитель будет устанавливать факт осуществления должником определенного вида деятельности, указанного в Классификации видов экономической деятельности (КВЭД). На практике могут быть случаи, когда в отношении юридического лица или ФОП в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований содержится запись об осуществлении соответствующих видов деятельности, но фактически такая деятельность субъектом не осуществляется, или имущество, подлежащее взысканию, не используется для осуществления указанной деятельности. В этом случае фактически становится невозможным взыскание задолженности и исполнение судебных решений в отношении таких должников, что приведет к увеличению убытков кредиторов в целом и нарушению их прав.

По предлагаемому Законом подходу создаются риски для кредитования, поскольку заемщики/залогодатели, которые только формально имеют соответствующий код по КВЭД, но не осуществляют соответствующую деятельность, будут иметь возможность не возвращать кредитные средства и одновременно избегать взыскания кредитной задолженности в принудительном порядке. Реализация положений Закона может привести также к увеличению доли проблемных кредитов и остановке банками кредитования соответствующих отраслей с учетом роста рисков невозврата выданных кредитов и невозможности их взыскания в принудительном порядке.

Кроме того, предлагаемый Законом подход создаст препятствия работникам в

принудительном порядке взимать задолженность по заработной плате. Нарушенные права работников без возможности выполнить судебные решения не будут защищены должным образом.

Следует также отметить, что Национальный банк Украины как взыскатель возвращает значительные суммы средств от принудительного взыскания задолженности по кредитам, предоставленным для рефинансирования банковской системы. Такие средства являются эмиссионными и подлежат изъятию из обращения. Следовательно, реализация положений Закона приведет в определенных случаях к увеличению сроков возврата кредитов рефинансирования и, как следствие, к потребности увеличения соответствующих резервов Нацбанка, а это, в свою очередь, - к уменьшению суммы части прибыли к распределению, которая подлежит перечислению в бюджет Украины.

Вышеприведенное свидетельствует об отсутствии в Законе завершенных механизмов правового регулирования, что не соответствует конституционному принципу верховенства права.

Учитывая изложенное, Владимир Зеленский предлагает в пункте 2 раздела I Закона, в подпункте 1 абзацы 3-10 заменить четырьмя абзацами такого содержания:

Останавливается в период действия военного положения совершения исполнительных действий в исполнительных производствах по выполнению решений, должниками по которым являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, определенные в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, органы военного управления, соединения, воинские части, высшие военные учебные заведения, военные учебные подразделения учреждений высшего образования, учреждения и организации, входящие в состав Вооруженных Сил Украины.

Действие запрета, установленного абзацем 12 настоящего пункта, не распространяется на решения, взыскателями по которым являются государство, органы Пенсионного фонда Украины, другие государственные целевые фонды, субъекты, определенные в абзаце двенадцатом настоящего пункта, а также на решения о возмещении ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью в результате уголовного правонарушения.

Запрещается в период действия военного положения принудительное исполнение исполнительных надписей нотариусов.

Ниже приводим полный текст предложений.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Сегодня день рождения празднуют
  • Микола Мазур
    Микола Мазур
    суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Олександр Сарбей
    Олександр Сарбей
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області