Новый механизм судебного контроля за исполнением решений судов и процедуры установления или изменения способа исполнения решений: Кабмин внес в Раду законопроект

07:43, 10 августа 2022
Предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства, Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины.
Новый механизм судебного контроля за исполнением решений судов и процедуры установления или изменения способа исполнения решений: Кабмин внес в Раду законопроект
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект Кабмина 7648 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию механизма судебного контроля за исполнением решений судов и процедуры установления или изменения способа исполнения судебных решений».

Так, предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины.

Проектом Закона предусмотрено внедрение следующих изменений:

  1. Возможность суда изменить способ и порядок исполнения судебного решения об обязательствах государственного органа, государственного предприятия передать (вернуть) взыскателю имущество.
  1. Совершенствование института судебного контроля за исполнением судебных решений по административным делам, должником по которым является субъект властных полномочий, а именно:
  • обязательство суда осуществлять судебный контроль за исполнением решений по делам по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу: исчисления, назначения, перерасчета, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
  • совершение определенных действий по имуществу;
  • осуществление судом судебного контроля путем: получения информации о состоянии исполнения решения из Единого государственного реестра исполнительных документов;
  • обязательство руководителя должника – субъекта властных полномочий подать в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения;
  • обязательства государственного исполнителя или органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, представить в установленный судом срок отчет о выполнении судебного решения;
  • уточнение сроков для предоставления отчета об исполнении судебного решения (не менее десяти дней);
  • возможность суда по результатам осуществления судебного контроля рассмотреть вопрос об изменении способа и порядка исполнения судебного решения.
  1. Усовершенствование положений относительно наложения и уплаты штрафа (уточнение субъекта, на которого налагается штраф, определение пятнадцатидневного срока для его добровольной уплаты).
  1. Внедрение в гражданском и хозяйственном судопроизводстве аналогичного института судебного контроля за исполнением судебных решений, должниками по которым являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное или коммунальное предприятие (кроме положений об обязательном установлении судебного контроля).
  1. Установление четких правил разграничения юрисдикций по делам об обжаловании решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя (рассмотрение жалобы в пределах одной юрисдикции, а также установление требований к форме и содержанию жалобы).
  1. Рассмотрение судом заявлений взыскателя или государственного исполнителя об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, подлежащего исполнению в соответствии с Законом Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».
  1. Увеличение предельного срока рассмотрения жалоб на решения, действия и бездействие государственного исполнителя или иного должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя при исполнении судебного решения с десяти дней до тридцати дней.

Как отмечается в пояснительной записке, подписанной министром юстиции Денисом Малюськой, в соответствии с ежегодным отчетом Комитета министров Совета Европы (далее – КМ СЕ) за 2019 год Украина находится на третьем месте среди стран с наибольшим количеством заявлений, поступивших в Европейский суд по правам человека, и дел, находящихся под наблюдением КМ СЕ.

«Одной из ключевых является группа дел Иванов/Бурмич, которые находятся под усиленным надзором КМ СЕ и касаются долговременной структурной проблемы неисполнения или несвоевременного исполнения судебных решений национальных судов (нарушение Украиной пункта 1 статьи 6 и статьи 13 Европейской конвенции по правам человека, статьи 1 Протокола 1).

С целью решения указанной проблемы путем привлечения всех государственных органов и международных организаций к поиску оптимальных вариантов (путей) ее решения, а также во исполнение международных обязательств распоряжением Кабинета Министров Украины от 30.09.2020 № 1218-р была одобрена Национальная стратегия решения проблемы неисполнения решений судов, должниками по которым является государственный орган или государственное предприятие, учреждение, организация, на период до 2022 года (далее – Стратегия).

Так, одной из причин возникновения системной проблемы неисполнения судебных решений Стратегией был определен несовершенный механизм осуществления судебного контроля за исполнением решений судов по взысканию задолженности, тогда как одной из целей Стратегии закреплено усовершенствование процедуры установления или изменения способа или порядка исполнения судебных решений.

Новое процессуальное законодательство (Кодекс административного судопроизводства Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины в редакции Закона Украины от 03.10.2017 г. № 2147-VIII) отдельным процессуальным институтом выделило судебный контроль за исполнением судебного решения.

Вместе с тем, в рамках проведенного Директоратом правосудия и уголовной юстиции Министерства юстиции Украины мониторинга контроля системности процессуального законодательства относительно судебного контроля и установления или изменения способа или порядка исполнения судебных решений и практики его применения установлено, что действующее нормативно-правовое регулирование в этой сфере содержит определенные недостатки и пробелы, проработанные с учетом международного опыта, актуальной судебной практики, позиций научной доктрины.

По результатам обработки подготовлены рекомендации по внесению изменений в процессуальные кодексы с целью усовершенствования механизма осуществления судебного контроля за исполнением судебных решений по взысканию задолженности и процедуры установления или изменения способа или порядка исполнения судебных решений, что будет способствовать решению проблемы неисполнения и длительного исполнения решений национальных судов в Украине», - отмечено в пояснительной записке.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Автор: Наталья Мамченко

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду