Жители и бизнес, работающий на фактически оккупированных территориях Украины, не будут бояться уголовного преследования: Кабмин предлагает изменения в Уголовный кодекс

15:02, 10 августа 2022
Кабмин предложил внести изменения в Уголовный кодекс, чтобы определить, что именно будет считаться коллаборационной деятельностью для бизнеса.
Жители и бизнес, работающий на фактически оккупированных территориях Украины, не будут бояться уголовного преследования: Кабмин предлагает изменения в Уголовный кодекс

Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде Украины законопроект 7647 о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об усовершенствовании ответственности за коллаборационную деятельность.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту (прогноз последствий), хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с фактически оккупированными территориями Украины, их владельцы и работники не будут бояться уголовного преследования за деятельность по жизнеобеспечению фактически оккупированных территорий и их жителей. А жители фактически оккупированных территорий Украины, в свою очередь, будут иметь доступ к товарам, работам и услугам.

«Проект разработан с целью приведения норм уголовного закона к фактической реальности и задачам государства по сохранению контроля над фактически оккупированными после 24.02.2022 года территориями и обеспечению жизнедеятельности жителей таких территорий», - объясняет правительство.

А именно законопроект предлагает часть четвертую статьи 111-1 Уголовного кодекса Украины изложить в следующей редакции:

«4. Передача материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированием, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора, и/или добровольное ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора, за исключением случаев, определенных законом — карается штрафом до десяти тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества».

«Это выведет из-под запрета часть хозяйственной деятельности, которая должна проводиться для обеспечения жизнедеятельности территорий, даже несмотря на их фактическую оккупацию. Также не будет караться такая деятельность, если она не была добровольной, а осуществлялась под давлением оккупационных органов», - подчеркивает Кабмин.

«После 24 февраля 2022 г. часть территории Украины оказалась под военной оккупацией российской армии. Несмотря на это, государственные органы, органы местного самоуправления и бизнес продолжают делать все, чтобы жизнь на этих территориях не остановилась, а их жители ощущали заботу Украинского государства.

После введения уголовной ответственности за коллаборационную деятельность и помощь государству-агрессору, все министерства и ведомства получают сотни обращений от граждан, органов местного самоуправления, коммунальных учреждений и бизнеса относительно того, в каких пределах и как они должны действовать, чтобы их деятельность не подпадала под соответствующие статьи уголовного закона.

При Минреинтеграции была создана рабочая группа по решению проблемных вопросов деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на фактически оккупированных территориях. В рабочую группу делегировано более 160 представителей государственных органов, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования и общественных объединений. Группа была разделена на шесть тематических подгрупп. В общей сложности было проведено девять заседаний рабочей группы и ее подгрупп.

По результатам деятельности рабочей группы наработаны соответствующие законопроекты, необходимость которых вызвана следующими обстоятельствами.

Законом Украины от 3 марта 2022 года № 2108-IX Уголовный кодекс Украины дополнен новой статьей 111-1, которой криминализирована коллаборационная деятельность. Часть четвертая настоящей статьи предусматривает уголовную ответственность за передачу материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированиям, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора, и/или ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора

Однако под действие этой статьи будет подпадать вполне правомерная деятельность, в том числе меры, направленные на решение гуманитарных проблем, в частности, медицинского обслуживания, деятельности в области трубопроводного транспорта, работа в магазине с продуктами питания и т. д.

Украина не должна полагаться на обязанности государства-оккупанта по международному гуманитарному праву по обеспечению оккупированных территорий. Общеизвестным фактом является сомнительная ценность обязательств Российской Федерации и бумаги, на которой такие обязательства зафиксированы.

Украина должна максимально сохранять свое присутствие на территориях, которые фактически оккупированы после 24.02.2022, таким образом демонстрируя неотвратимость деоккупации, которая должна произойти в краткосрочной перспективе. Не забывая при этом о недопустимости пособничества государству-агрессору, которое должно преследоваться и наказываться.

Законопроект разработан во исполнение резолюции Премьер-министра Украины от 17 июня 2022 года №15189/0/1-22», - отмечено в пояснениях к законопроекту.

Напомним, что этот законопроект является комплексным. Он внесен вместе с законопроектом о внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» об особенностях деятельности на временно оккупированной территории Украины № 7646.

В соответствии с ним в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» вводится статья 9-2, согласно которой на временно оккупированной территории не ведется деятельность субъектов хозяйствования, кроме случаев, предусмотренных законом, в частности частью второй настоящей статьи.

А в части 2 определено, что на временно оккупированной территории может осуществляться деятельность хозяйствующих субъектов, если при этом не совершается пособничество государству-агрессору, с учетом ограничений, установленных статьей 13 настоящего Закона, по осуществлению:

1) мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельности по выплате и доставке пенсий, денежной помощи;

3) мер, определенных Кодексом гражданской защиты Украины;

4) мер, предусмотренных Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительным регламентом и двумя протоколами к ней;

5) мер, направленных на решение гуманитарных проблем, в частности медицинского обслуживания и предоставления медицинских услуг, социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

6) деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами;

7) благотворительной деятельности, гуманитарной помощи;

8) предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом особенностей и ограничений, определенных субъектами властных полномочий, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности в данной сфере;

9) деятельности в области трубопроводного транспорта, нефтегазовой и угольной отрасли, других добывающих отраслях, на рынках электрической энергии и природного газа, в сфере энергетики, если при этом электрическая энергия, энергетические ресурсы и полезные ископаемые не транспортируются (перемещаются) на территорию государства-агрессора ;

10) образовательной деятельности, если при этом не осуществляется пропаганда с целью содействия осуществлению вооруженной агрессии против Украины, установлению и утверждению временной оккупации части территории Украины, избежанию ответственности за осуществление государством-агрессором вооруженной агрессии против Украины или другие действия, направленные на внедрение стандартов образования государства-агрессора;

11) мер, направленных на исполнение и отбывание уголовных наказаний, реализацию законных прав и интересов осужденных, лиц, взятых под стражу;

12) мероприятий, направленных на соблюдение требований ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, урановых объектов, источников ионизирующего излучения, мер радиационной защиты, защиты критической инфраструктуры и защитных гидротехнических сооружений объектов;

13) деятельности по захоронению умерших;

14) мер по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда;

15) деятельности банков, небанковских финансовых учреждений и других лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющих право оказывать отдельные финансовые услуги, регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк Украины, с учетом особенностей и ограничений, определенных Национальным банком Украины;

16) деятельности в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и услуг почтовой связи с учетом особенностей и ограничений, определенных субъектами властных полномочий, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности в соответствующих сферах;

17) перевозки грузов и пассажиров;

18) деятельности в сфере сельскохозяйственного товаропроизводства;

19) деятельности в сфере производства товаров, выполнения работ и услуг, в частности в сфере торговли и общественного питания.

Кабинет Министров Украины уполномочен определять особенности и устанавливать ограничения производства деятельности и осуществления мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи (кроме пунктов 15 и 16), а также порядок проведения оплаты за товары, работы, услуги на временно оккупированной территории.

В свою очередь, из статьи 13 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» исключена следующая норма:

«На временно оккупированную территорию распространяются нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» с учетом того, что электронные платежные средства, эмитированные на временно оккупированной территории, в том числе мобильные платежные инструменты, не могут использоваться на другой территории Украины с целью инициирования перевода средств».

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зеленский: Украина подает заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке
Зеленский: Украина подает заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Лідія Ізовітова
    Лідія Ізовітова
    голова Національної асоціації адвокатів України
  • Олег Коліуш
    Олег Коліуш
    суддя Вищого антикорупційного суду
  • Олександр Дзюба
    Олександр Дзюба
    суддя Дніпровського районного суду міста Києва
загрузка...