Адвокатура на самоуправлении

08:09, 20 августа 2012
Газета: 32 (150)
9 августа 2012 г. Президент подписал Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» №5076-VI, который вступил в силу...
Адвокатура на самоуправлении
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Многолетнее активное «топтание на месте», похоже, завершилось вполне конкретным шагом. Речь идет о реформе адвокатуры, попытки осуществить которую начались с момента принятия Закона «Об адвокатуре» в 1992 г. 9 августа 2012 г. Президент подписал Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» №5076-VI (далее – Закон №5076-VI), который вступил в силу на следующий день после официального опубликования (за исключением некоторых положений). Одновременно действовавший ранее Закон «Об адвокатуре» утратил силу.

Новый Закон в целом получил позитивную оценку экспертов, которые, однако, отмечают, что ряд проблемных вопросов в нем так и не решены. В этой статье мы предлагаем остановиться на некоторых новеллах правового регулирования адвокатской деятельности, закрепленных в Законе №5076-VI.

 Вся власть – самоуправлению

Существенное внимание в Законе уделено вопросам реформирования адвокатского самоуправления (р. VII). Во-первых, будет создана Национальная ассоциация адвокатов – организация, объединяющая всех адвокатов Украины, главной целью которой является обеспечение реализации задач адвокатского самоуправления, в т. ч. путем представления адвокатуры в органах власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, общественных объединениях. Во-вторых, впервые четко определены организационные формы адвокатского самоуправления: его высший орган – съезд адвокатов Украины, и Совет адвокатов Украины, действующий в перерывах между съездами; на областном уровне – конференции адвокатов региона и советы адвокатов региона, действующие между конференциями. Решения этих органов обязательны для исполнения всеми адвокатами Украины или региона соответственно. Кроме того, предусмотрено существование Высших квалификационно-дисциплинарной и ревизионной комиссий адвокатуры, а также соответствующих комиссий в регионах. Компетенция и процедурные вопросы деятельности перечисленных органов подробно определены. Таким образом, внутри института адвокатуры будет создана единая, регламентированная законодательно система органов самоуправления.

Третий (и немаловажный) аспект – создание Единого реестра адвокатов Украины (ст. 17 Закона), который предназначен для сбора, хранения, учета и предоставления достоверной информации об адвокатах Украины, адвокатах иностранных государств, получивших право на адвокатскую деятельность в Украине, об избранных адвокатами организационных формах адвокатской деятельности. Обязанность ведения Реестра возложена на Совет адвокатов. Все это, несомненно, обеспечит способность адвокатуры самостоятельно решать вопросы своей деятельности.

Впрочем, среди адвокатов существуют и противоположные мнения. Например, вице-президент Союза адвокатов Украины Ольга Жуковская отмечает, что у нее есть очень серьезные претензии к положениям законопроекта, касающимся адвокатского самоуправления: «На местах собираются конференции, норму представительства на которые определяет совет адвокатов региона. Допустим, совет определил один из ста или один от двухсот – соберутся несколько человек, и это будет называться конференция. Это очень важный момент, создающий фактическую возможность ручного управления адвокатурой. Национальная ассоциация в проекте присутствует номинально, органы к ней не привязаны. По существу, все замкнуто на централизованной системе советов. Почему важно, чтобы подразделения национальной ассоциации существовали в регионах? Вроде бы, органы похожие, какая разница, есть ассоциация в регионе или нет? На самом же деле вопрос в том, что нет двухсторонних отношений между ассоциацией и адвокатами, корреспондирующих прав и обязанностей между ними».

Гарантии адвокатов расширят?

Кроме прочего, Закон №5076-VI усиливает законодательное обеспечение адвокатской деятельности (р. III). Прежде всего, речь идет о гарантиях этой деятельности, которые гораздо более детализированы, чем ранее. Но следует сказать и о законодательно закрепленных обязанностях:

- указать в решении суда о проведении обыска или осмотра жилья или иного владения адвоката перечень вещей, документов, которые планируется найти или изъять. Кроме того, при проведении этих действий должен присутствовать представитель совета адвокатов региона;

- предоставлять ответы на адвокатские запросы. Кроме того, установлена ответственность за непредоставление такого ответа, за неполное или несвоевременное его предоставление (соответствующие изменения внесены в ст. 212-3 КоАП).

Рассматривается в новом Законе и вопрос обеспечения адвокатской тайны. Причем ее определение также детализировано – это любая информация о клиенте, ставшая известной адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, лицу, находящемуся в трудовых отношениях с адвокатом; информация о вопросах, по которым клиент (включая лицо, которому отказано в заключении договора о предоставлении правовой помощи) обратился к адвокату, адвокатскому бюро или объединению; содержание советов, консультаций и разъяснений адвоката, составленные им документы и информация, хранящаяся на электронных носителях; иные документы и сведения, полученные адвокатом во время осуществления адвокатской деятельности.

 Дисциплина в адвокатуре

Закон №5076-VI подробно регламентирует вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов (р. VI). Большое внимание уделено детализации процедуры привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности, что является несомненным плюсом документа; устанавливается перечень дисциплинарных проступков, за которые адвокат может быть привлечен к ответственности (нарушение требований о несовместимости адвокатской деятельности; нарушение присяги; нарушение правил адвокатской этики; разглашение адвокатской тайны; невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей и др.). Виды дисциплинарных взысканий, в общем, остались прежними: предупреждение, приостановление права занятия адвокатской деятельностью (от 1 месяца до 1 года); лишение права на занятие адвокатской деятельностью.

Некоторые эксперты считают, что сохранение в качестве дисциплинарного взыскания временного приостановление права на занятие адвокатской деятельностью не является обоснованным, так как это, по сути, анахронизм. К тому же, в практической деятельности всегда возникает вопрос о передаче дел адвоката, наказанного таким способом. Критикуют и положение о том, что инициировать дисциплинарное производство относительно адвоката может любое лицо, которому известно о его неправомерном поведении (ст. 36 Закона №5076-VI) – получается, что любое лицо, которому адвокат чем-то неугоден, может обратиться с заявлением в соответствующую квалификационно-дисциплинарную комиссию, что нивелирует принцип независимости адвокатуры. Очевидно, целесообразнее было бы установить исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на такие заявления (например, клиент, руководство органов адвокатского самоуправления, суд и т. д.).

 Свидетельство – после стажировки

Абсолютно новым для отечественного законодательства является допуск к адвокатской деятельности в Украине адвокатов-иностранцев. Адвокат иностранного государства получает право на адвокатскую деятельность в Украине с момента включения сведений о нем в Единый реестр адвокатов Украины (р. VIII Закона). Новеллой является и появление шестимесячной стажировки для лиц, желающих стать адвокатами и уже сдавших квалификационный экзамен (ст. 10). Стажировка будет проходить у действующего адвоката со стажем работы не менее 5 лет. Такой этап допуска к профессии будет только полезен для желающих стать адвокатами, к тому же, это неплохой «контроль качества».

Некоторые нормы Закона направлены на урегулирование нерешенных вопросов в адвокатской практике. Например, установлен 30-дневный срок рассмотрения заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена; детализированы вопросы заключения договора об оказании правовой помощи и т. д.

Ст. 25 Закона №5076-VI также предусматривает оказание адвокатами бесплатной правовой помощи согласно Закону «О бесплатной правовой помощи». Напомним, бесплатная правовая помощь делится на два вида: первичную и вторичную. Первичная подразумевает информирование и консультирование лиц вне судебного процесса, а вторичная направлена на создание реальных возможностей для доступа лиц к правосудию: защиту от обвинения; представительство лиц в судах, госорганах, органах местного самоуправления и перед другими лицами; составление процессуальных документов. К лицам, имеющим право на бесплатную вторичную правовую помощь, относятся: 1) социально незащищенные лица (дети-сироты, малоимущие, беженцы, ограниченно дееспособные и недееспособные лица и т. п.); 2) лица, имеющие особый социальный статус (ветераны, лица, имеющие особые заслуги перед родиной и т. п.); 3) лица, подвергшиеся уголовному или административному преследованию (к которым применен админарест или админзадержание); 4) лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, взятые под стражу и др. Получению бесплатной вторичной правовой помощи должно предшествовать обращение лица, имеющего на нее право, в специальный центр.

Оплата услуг адвокатов должна осуществляться за счет государства. Постановлением КМУ №8 от 11.01.2012 были утверждены Порядок и условия заключения контрактов с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе. Условия и порядок оплаты услуг адвоката предусматриваются формой Примерного контракта/договора, заключаемого между специальным центром и адвокатом.

 Полной «монополии» не будет

В заключение хотелось бы сказать о главной особенности нового Закона, за которую он подвергается критике. Абсолютное большинство экспертов говорит о том, что Закон никоим образом не решил вопрос о введении так называемой монополии адвокатов во всех видах процессов. В гражданских и хозяйственных спорах правовую помощь по-прежнему смогут оказывать не только адвокаты, сдавшие квалификационный экзамен, прошедшие стажировку и находящиеся под строгим присмотром КДКА, но и любое лицо, имеющее диплом о юробразовании, но никак не связанное нормами профессиональной этики, дисциплины и пр. Что касается уголовного процесса, то согласно новому УПК, защитником может быть только адвокат, внесенный в Единый реестр адвокатов и адвокатских объединений. Таким образом, родственники и специалисты в области права в этом случае оказывать правовую помощь не смогут.

В этой статье мы, не углубляясь в детали, коснулись лишь главных изменений в сфере регулирования адвокатской деятельности, которые внесены новым Законом. Повторимся: в целом документ оценивается положительно, хотя назвать его на 100% реформаторским нельзя. Тем не менее, он существенно детализирует и совершенствует законодательную базу в области регулирования адвокатской деятельности.

 Андрей Мединский,

специально для «Судебно-юридической газеты»

Топ-6 новелл Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»

1. Создание системы органов адвокатского самоуправления и Национальной ассоциации адвокатов Украины.

2. Создание Единого реестра адвокатов Украины.

3. Шестимесячная стажировка для лиц, желающих стать адвокатами.

4. Введение ответственности за непредоставление ответа на адвокатский запрос.

5. Определение порядка наложения дисциплинарных взысканий на адвокатов.

6. Порядок допуска адвокатов-иностранцев к адвокатской деятельности в Украине.

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталя Мартюхіна
    Наталя Мартюхіна
    суддя Східного апеляційного господарського суду