Быть ли Избирательному кодексу?

13:00, 13 сентября 2013
Газета: 36 (204)
В настоящее время в Европе не существует четко определенных стандартов идеологии и практики кодификации избирательного законодательства...
Быть ли Избирательному кодексу?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Алина Прокопенко,
«Судебно-юридическая газета»

11 сентября в клубе Кабинета министров Украины состоялось очередное заседание круглого стола та тему: «Обсуждение замечаний и рекомендаций Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и Бюро демократических институтов прав человека Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ), касающихся кодификации избирательного законодательства Украины». Это уже второе мероприятие из цикла подобных, проведение которых запланировано и организовано Министерством юстиции на август-ноябрь с. г., и Европейский союз положительно оценил инициативу этого ведомства по широкому обсуждению законов, связанных с организацией выборов и референдумов.

В заседании приняли участие ведущие международные эксперты Венецианской комиссии, ОБСЕ/БДИПЧ, представительства ЕС в Украине, офиса Совета Европы в Украине, других международных организаций, а также народные депутаты Украины, известные эксперты в отрасли избирательного законодательства, ученые, представители отечественного гражданского сектора и средств массовой информации.

Долгий путь кодификации

Председательствующая на этом форуме министр юстиции Украины Елена Лукаш отметила, что представители всех 5 фракций украинского парламента согласились с тем, что избирательное законодательство у нас, в общем-то, неплохое, однако имеет место некоторая бессистемность его применения, и этот аспект требует усовершенствования.

Украина уже имеет собственный опыт кодификации избирательного законодательства. Так, в апреле 2008 г. была создана рабочая группа Верховной Рады, которая 2 года разрабатывала проект Избирательного кодекса. 14 сентября 2009 г. он был направлен в парламент и получил общую положительную оценку на 85-м пленарном заседании Венецианской комиссии. Тем не менее, европейцы высказали ряд замечаний и рекомендовали тогдашнему руководству страны для реформирования избирательного законодательства создать рабочую группу, в состав которой были бы включены представители всех, в т. ч. и оппозиционных фракций парламента, а также представители гражданского общества. В 2010 г. такая группа была создана и с тех пор провела довольно интересную работу в данном направлении.

В настоящее время в Европе не существует четко определенных стандартов идеологии и практики кодификации избирательного законодательства. Около 20 европейских стран имеют избирательные кодексы, и наблюдается динамика увеличения их количества. Так, в 2010–2013 гг. такие кодифицированные акты были приняты в Болгарии, Румынии, Македонии и Польше. Однако кодекс не является универсальным инструментом для совершенствования избирательного законодательства – он лишь фиксирует определенный уровень его развития на нормотворческом уровне.

В идеологии европейского избирательного законодательства четко прослеживается идея, что стабильность закона – это решающий фактор для формирования доверия к избирательному процессу, что является залогом консолидации демократии. При этом ни в одном из документов Совета Европы стабильность избирательного законодательства не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия его кодификации. К тому же, демократичность избирательного процесса связывается, прежде всего, с практикой реализации избирательного законодательства, причем важным моментом считается правосознание и правовая культура общества.

Избирательные законы сами по себе не могут гарантировать демократические выборы. Их демократический характер зависит от желания власти надлежащим образом применять избирательное законодательство, а также от ее умения обязать соблюдать его всех заинтересованных субъектов избирательного процесса – избирателей, кандидатов, партии и средства массовой информации.

Однако разработка избирательного кодекса помогла бы нашей стране выработать новую философию избирательного процесса и позволила бы не только унифицировать процедуры, но и избежать их двойных, а иногда и тройных стандартов. Кроме того, это еще и возможность оптимизировать громоздкую систему управления избирательным процессом.

Европа нам поможет?

Член Европейской комиссии «За демократию через право» Питер Пакзолай сообщил участникам заседания, что Венецианская комиссия готова и далее работать над усовершенствованием украинского избирательного законодательства, отметив при этом, что при разработке любого законодательного акта следует руководствоваться международными стандартами с учетом национальных особенностей.

Юридический эксперт ОБСЕ/БДИПЧ Дон Биссон подчеркнул, что рекомендации этой организации больше касаются гармонизации избирательного законодательства, нежели кодификации. Задача состоит в том, чтобы получить общую картину, когда люди будут знать свои права во время проведения выборов.

Глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский акцентировал внимание присутствующих на том, что проведенная дискуссия является хорошей платформой для улучшения качества права, отметив при этом, что главное – иметь не только процесс, но и результаты.

Европейский Союз положительно оценил инициативу Министерства юстиции Украины, касающуюся проведения подобных встреч по вопросам совершенствования избирательного законодательства, а Елена Лукаш, в свою очередь, подчеркнула, что наше государство высоко ценит внимание Венецианской комиссии, ОБСЕ и Европейского Союза к вопросам, связанным с обеспечением проведения свободных, демократических, честных выборов и гарантиями избирательных прав граждан Украины.


 

КОММЕНТАРИЙ 

Елена Лукаш, министр юстиции Украины

– Министерство юстиции разработало законопроект, касающийся усовершенствования избирательного законодательства, который только проходит ревизию в Венецианской комиссии. В ближайшее время во время рабочей встречи мы ожидаем выводы Венецианской комиссии и Организации безопасности и сотрудничества в Европе. Их выводы нужны для того, чтобы доработать законопроект и направить его в Верховную Раду, поскольку внесение изменений в избирательное законодательство является необходимым условием для подписания соглашения в ходе саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

Европейский союз не требует от нас проголосовать за новый избирательный кодекс – он требует гармонизировать наши избирательные процедуры и устранить недостатки избирательного законодательства, касающиеся выборов народных депутатов, которые стали причиной конфликтных ситуаций, имевших место в 2012 г. И если Украина сможет справиться с 11 критериями «матрицы Фюле», можно будет говорить об очень высокой вероятности подписания соглашения в Вильнюсе. Этим и занимается ныне украинская власть.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду