Милосердие в угоду Европе?

20:42, 11 октября 2013
Газета: 40 (208)
Помилование с несоблюдением установленной процедуры: станет ли прецедент установленной практикой?
Милосердие в угоду Европе?

 Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Одним из действий, которых ожидает Европа от нашей страны в свете подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, является помилование экс-премьер-министра Украины. Право на помилование предоставляется Конституцией, а соответствующая процедура определяется Указом Президента №902/2010 от 16.09.2010 «О Положении о порядке осуществления помилования». Согласно этой процедуре, помилованию экс-премьера препятствуют многочисленные факторы. Наиболее весомыми из них являются отсутствие ходатайства о помиловании самого осужденного лица, а также неотбытие половины назначенного срока наказания.

В то же время, сама природа процедуры помилования, наделяющая его индивидуальным характером, позволяет отклоняться от регламентированного порядка, что не требует внесения изменений в законодательство. Будет ли это учтено перед саммитом «Восточного партнерства», запланированным на ноябрь, и такова ли в действительности цена соглашения об ассоциации, анализировала «Судебно-юридическая газета».

Все меньше времени остается до подписания соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Как уверяют украинские и европейские эксперты, Украина уже продемонстрировала свое стремление к подписанию этого документа, приняв ряд изменений в законодательство. На первый взгляд, ЕС высоко оценивает проделанную работу, однако до сих пор остается ряд нерешенных вопросов.

Так, на недавно состоявшемся заседании Комитета Верховной Рады по правовой политике было отмечено, что все похвалы по поводу законодательных потуг Украины отображены в так называемой письменной декларации (Written Declaration). Это акт, не требующий определенного количества подписей и в силу этого не несущий законодательной нагрузки. Объективное же отображение отношения ЕС к Украине возможно исключительно с отсылкой к другому акту – резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которой есть указания на ряд нюансов. Ключевой проблемой для подписания соглашения в резолюции ПАСЕ признаются недостатки в сфере судопроизводства. Об этом же идет речь в п. 14 мониторинга, проведенного ПАСЕ за июнь 2012 – сентябрь 2013 г.

Состояние готовности Украины к подписанию соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским Союзом, а также определение первоочередных задач на пути к европейской интеграции Украины обсуждались на заседании круглого стола, состоявшегося 11 октября в здании Верховной Рады Украины при участии Комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, главы представительства ЕС в Украине Яна Томбинского, представителей Европарламента, премьер-министра Украины Николая Азарова, представителей власти, лидеров парламентских фракций, народных депутатов Украины, представителей дипломатических представительств.

Кто пойдет на уступки?

По итогам заседания стало ясно, что европейские эксперты настаивают на том, что показать свою готовность к сотрудничеству Украина может, предоставив свободу экс-премьер-министру Украины. На данный момент это осуществимо путем пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам; освобождения от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием; внесения изменений в законодательство; помилования. По мнению европейских экспертов, наиболее благоприятным, невзирая на некие процедурные несоответствия, а именно отсутствие ходатайства осужденного и неотбытие половины назначенного срока наказания, представляется именно четвертый вариант.

Тем более, что прецедент помилования Президентом без ходатайства самого заключенного уже был создан – это помилование экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Хотя ходатайство о помиловании г-на Луценка все-таки было – его внесла уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская, невзирая на то, что омбудсмен на сегодняшний день не является субъектом подачи ходатайств по таким вопросам. Как она отметила в одном из интервью, вопрос о том, какой механизм использовать, являлся предметом обсуждений. Первый вариант заключался в том, чтобы ввести представителя уполномоченного в состав Комиссии по вопросам помилования. Соответствующее ходатайство было направлено в Администрацию Президента, но пока не реализовано. Второй вариант – поддержать ходатайство о помиловании письмом от омбудсмена на имя председателя Комиссии. При этом г-жа Лутковская отметила, что не усматривает нарушения процедуры в подаче ходатайства лицами, не являющимися субъектами процедуры. Она подчеркнула, что Комиссия по помилованию имеет право отклонять любые ходатайства, поданные не самим осужденным. Эти изменения были внесены в сентябре 2010 г., а до того круг таких субъектов был более широким.

Действительно, Основной Закон не ограничивает круг людей, которые могут ходатайствовать о помиловании. Однако пока «евроинтеграционное помилование» рассматривается руководством страны через призму указа Президента №902/2010 от 16.09.2010 «О Положении о порядке осуществления помилования».

Процедурный аспект

Согласно этому указу, помилование может быть осуществлено в виде замены пожизненного лишения свободы лишением свободы на срок не менее 25 лет, или в виде полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, или же в виде замены наказания или неотбытой его части более мягким наказанием.

Право ходатайствовать о помиловании предоставляется лицу, осужденному судом Украины и отбывающему наказание в Украине; лицу, осужденному судом иностранного государства и переданному для отбывания наказания в Украину без условия о неприменении помилования, приговор суда в отношении которого приведен в соответствие с законодательством Украины; лицу, осужденному в Украине и переданному для отбывания наказания в другое государство, если это государство согласилось признать и выполнить принятое в Украине решение о помиловании.

Ходатайство о помиловании может быть подано после вступления приговора в законную силу, а при рассмотрении дела в кассационном порядке – после принятия решения соответствующим судом. В случае приговора лица к пожизненному лишению свободы ходатайство о его помиловании может быть подано после отбывания им не менее 20 лет назначенного наказания. При этом ходатайства о помиловании осужденных, которые не стали на путь исправления или не отбыли половины назначенного наказания, и лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, могут быть удовлетворены только при наличии обстоятельств, требующих особо гуманного отношения.

Ходатайство о помиловании подается через администрацию учреждения исполнения наказаний или другого органа, осуществляющего исполнение уголовных наказаний. Администрация в установленном порядке регистрирует ходатайство и в течение 15 дней со дня представления направляет его в Администрацию Президента Украины вместе с копиями приговора и постановления суда, подробной характеристикой о поведении лица и его отношении к труду, изложенным письменно мнением администрации и, как правило, наблюдательной комиссии или службы по делам несовершеннолетних о целесообразности помилования, а также другими документами и данными, имеющими значение для рассмотрения вопроса о применении помилования.

Ходатайство о помиловании и подготовленные материалы предварительно рассматривает комиссия по вопросам помилования при Президенте Украины. Она принимает решение путем голосования большинства присутствующих на заседании. В случае равного распределения голосов голос председательствующего на заседании является решающим. Предложения комиссии по результатам предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании оформляются протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии. Указ о помиловании осужденного издает Президент. Контроль за выполнением таких указов осуществляет комиссия.

Через тернии к свободе?

На первый взгляд, невзирая на убедительные выступления народных депутатов с указанием на п. 6 указа №902/2010, согласно которому помилование может быть осуществлено даже в отношении лица, не ставшего на путь исправления или же не отбывшего половины назначенного срока наказания, при наличии обстоятельств, требующих особенно гуманного отношения, процессуальных оснований для помилования экс-премьер-министра остается немного. Об этом в ходе круглого стола упомянул и спикер Верховной Рады Владимир Рыбак, призвав народных депутатов, ратующих за помилование экс-премьера, создать надлежащую правовою базу.

Здесь следует напомнить, что эту проблему парламентарии пытались решить еще в мае текущего года, подав на рассмотрение Верховной Рады законопроект №2130-а «О порядке осуществления помилования». В этом законопроекте, в частности, предлагалось определить общие принципы осуществления помилования; включить в число лиц, имеющих право ходатайствовать о помиловании осужденного, уполномоченного ВР по правам человека; предусмотреть исключительные случаи помилования.

Однако помилование не следует путать с амнистией. В отличие от амнистии, которая также относится к уголовно-правовым последствиям совершения преступного деяния и требует четко регламентированной процедуры применения, помилование является «актом милосердия» Президента Украины. Таким образом, процедура помилования носит исключительно индивидуальный характер и может допускать определенные отклонения, не регламентированные законодательными актами. При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с украинским законодательством, актом помилования судимость не снимается.

Исходя из этого, ни законодательных, ни процедурных препятствий для помилования осужденного на территории Украины лица не предусмотрено. Будет ли это учтено перед ноябрьским саммитом, вопрос открытый.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Алексей Баганец, заместитель Генерального прокурора Украины в 2000–2002 гг.

– Институт помилования отличается от института амнистии. Президент как гарант Конституции сам определяет, когда, на каких основаниях и к кому применять помилование. Комиссия по помилованию, которая существует при Президенте, руководствуется положением о порядке осуществления помилования, утвержденным указом Главы государства. Комиссия не является конституционным органом, это, по сути, совещательный орган при Президенте, а волевое решение принимает лично он. Поэтому, когда говорят о том, что к Тимошенко нельзя применить акт помилования, потому что она не возместила государству причиненный ущерб или не отбыла половину срока наказания, это не совсем так. Юрий Луценко тоже лично не обращался к Президенту, как того требует названное положение, но тот его помиловал, и украинское общество, и международные правозащитники это восприняли позитивно. Помилование – это институт, не предусматривающий условий, которые должны быть учтены, к примеру, при амнистии.

Александр Ефремов, член Комитета ВР по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады

– Безусловно, вопрос помилования экс-премьера остается наиболее сложным. В процессе дискуссии между европейскими политиками и украинской стороной определяется позиция государства. То ли мы будем беспрекословно придерживаться закона, то ли руководствоваться политическими составляющими в решении этого вопроса. На данный момент мы усматриваем компромисс в возможности лечения Тимошенко за рубежом. Я надеюсь, что юристы и парламентарии смогут создать соответствующий правовой документ. К сожалению, на сегодняшний день данного документа нет, поэтому у меня есть все основания заявлять, что юридической составляющей этого вопроса пока не существует. Над этим нужно работать. Решение мы обязаны найти совместно, и мы готовы работать в этом направлении. Мы понимаем эту ситуацию так, что решение необходимо искать не только в отношении одного человека. Писать закон под конкретное лицо нецелесообразно. Данный вопрос должен касаться всех осужденных, нуждающихся в лечении.

Сергей Гордиенко, член комиссии по вопросам помилования при Президенте Украины

– Я в очередной раз хочу обратить внимание на то, что согласно указу президента Украины утвержден порядок помилования. Этот порядок предусматривает, что рассматриваются дела тех осужденных, которые отбыли не менее половины срока наказания. Вторая обязательная позиция, без которой вопрос о помиловании не рассматривается – осужденный должен лично обратиться с ходатайством к президенту Украины, и в этом ходатайстве должно быть признание и раскаяние соответствующего лица.

Штефан Фюле,комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства

– Я глубоко поражен тем, с какой готовностью украинская сторона работает над выполнением европейских рекомендаций и находит компромиссы. Думаю, что если политические стороны имеют общую цель, то и вся нация заинтересована в ее достижении. Я уверен, что в ближайшие дни будет решен вопрос о проблеме избирательного правосудия, что и это условие будет выполнено. Мы должны придерживаться политики солидарности. Соглашение об ассоциации даст возможность Украине принимать суверенные и независимые решения в дальнейшем. Я хочу способствовать поощрению украинской стороны в принятии решений, которые должны быть приняты.

Арсений Яценюк, народный депутат Украины

– Мне жаль, что дискуссию об освобождении экс-премьера приходится вести в подобном формате, однако я готов еще раз подтвердить свою позицию. В Украине существует прецедент освобождения осужденного в соответствии со ст. 106 Конституции и Положением о порядке помилования, на основании п. 6 Положения. Ходатайство о помиловании экс-премьера направлено двумя президентами – экс-президентом Польши Александром Квасьневским и экс-президентом Европейского парламента Пэтом Коксом. Дополнением к этому ходатайству являются более 170 подписей народных депутатов Украины, которые обращаются к Президенту с ходатайством о помиловании.


Порядок подготовки и оформления материалов по ходатайствам осужденных о помиловании

Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, лишению свободы на определенный срок, ограничению свободы, аресту, подают оформленное собственноручно в произвольной форме ходатайство о помиловании Президенту Украины через администрацию учреждения исполнения наказаний (СИЗО). Лица, осужденные к наказаниям, которые исполняет уголовно-исполнительная инспекция, ходатайство о помиловании Президенту подают через уголовно-исполнительную инспекцию (далее – УИИ).

Администрация учреждения/УИИ, принимая от осужденного ходатайство о помиловании, проверяет, адресовано ли оно по принадлежности, и предоставляет осужденному соответствующие разъяснения. После регистрации ходатайства о помиловании администрация учреждения обеспечивает подготовку характеристики на осужденного, в которой отражаются его поведение в период отбывания наказания, отношение к труду, а также мнение администрации и, как правило, наблюдательной комиссии о целесообразности помилования и другие сведения, имеющие значение для рассмотрения вопроса о применении помиловании.


К ходатайству о помиловании лица, осужденного к пожизненному лишению свободы, лишению свободы на определенный срок, ограничению свободы, аресту, прилагаются:

  • анкета осужденного;
  • копии приговоров, определений и постановлений суда, которые являются основанием для отбывания наказания осужденным;
  • копия сообщения о вступлении приговора, определения или постановления в законную силу;
  • характеристика на осужденного;
  • сведения о поощрениях и взысканиях;
  • выписка из медицинской карты амбулаторного больного и карты выбывшего из стационара;
  • сведения о наличии имущественных исков, подлежащих взысканию, и о состоянии возмещения причиненного преступлением ущерба.

К ходатайству о помиловании лица, осужденного к наказанию, которое выполняет уголовно- исполнительная инспекция, прилагаются:

  • анкета осужденного;
  • копии приговоров, определений и постановлений суда, которые являются основанием для отбывания наказания осужденным;
  • копия сообщения о вступлении приговора, определения или постановления в законную силу;
  • характеристика на осужденного;
  • сведения о сроке отбывания наказания и привлечении осужденного к административной ответственности в период отбывания наказания;
  • выписка из медицинской карты амбулаторного больного и карты выбывшего из стационара;
  • сведения о наличии имущественных исков, подлежащих взысканию, и о состоянии возмещения причиненного преступлением ущерба.

Международный опыт

Россия. Понятие «помилование» раскрывается в ст. 85 УК РФ, которая так и называется: «Помилование», следующим образом: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

США. Право помилования по федеральным преступлениям в США принадлежит, согласно ст. 2 Конституции, Президенту США, исключая случаи импичмента. Прерогатива, по толкованию Верховного Суда США, включает: полное прощение за преступление, условное прощение, смягчение приговора, условное смягчение приговора, снятие наложенного штрафа и конфискации, отсрочку исполнения приговора и амнистию.

Франция. Право Президента Французской республики на помилование заложено в ст. 17 Конституции.

Исландия. Согласно ст. 29 Конституции Исландии, президенту данного государства предоставляется право не только помилования осужденных лиц, но и прекращения уголовного преследования на досудебных стадиях, если на то имеются уважительные причины.

Италия. Есть 2 вида помилования: indulto и grazia. Первое предоставляется парламентом путем принятия закона, утверждаемого большинством в 2/3 обеих палат; право применения второго принадлежит президенту.

Швейцария. Согласно Конституции Швейцарии (ст. 173), право помилования предоставляется не президенту, а парламенту.


Помилование – акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание.


 Основанием применения помилования могут служить соображения гуманности или раскаяние осужденного, однако нередко применение помилования носит политический характер. Так, например, в декабре 2000 г. в России был помилован Э. Поуп, осужденный за шпионаж в пользу США к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В качестве основания в президентском указе упоминались не только гуманность и состояние здоровья осужденного, но и «высокий уровень отношений между РФ и США».


 В некоторых странах (Беларусь, Туркменистан, Узбекистан, а также Великобритания и США) помилование может быть связано с условным освобождением от наказания: при совершении помилованным в течение определенного срока нового преступления наказание за прежнее преступление восстанавливается, и к нему присоединяется наказание за новое преступление.


 «6. Ходатайства о помиловании осужденных, которые не стали на путь исправления или не отбыли половины назначенного им срока наказания, а также ходатайства лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, могут быть удовлетворены лишь при наличии обстоятельств, требующих особенно гуманного отношения».

Из Указа Президента «О Положении о порядке осуществления помилования».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн