Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Счетная палата (СП) является постоянно действующим органом контроля, который создается Верховной Радой. В своей деятельности СП подконтрольна и подотчетна ВР. Закон №315/96-ВР, регламентирующий деятельность СП, был принят 11 июля 1996 г. Его принятие сопровождалось политическими баталиями, в ходе которых ВР пришлось преодолевать вето Президента, наложенное им на этот документ.
Арбитром в споре Президента и ВР выступил Конституционный Суд Украины, куда в 1997 г. обратился глава государства, утверждая, что закон о СП в целом не соответствует Конституции. На тот момент субъектом конституционного представления были выдвинуты следующие аргументы:
Конституционное производство закончилось признанием неконституционными отдельных положений Закона №315/96-ВР и обязанием ВР обеспечить исполнение решения КСУ.
С тех пор изменения в закон о СП вносились в 2005, 2007 и 2008 гг., однако они не носили резонансного характера.
Спрос на стандарты
Прошедшая Революция Достоинства породила спрос на законодательные инициативы. Их субъекты со всех возможных трибун заявляют о необходимости приведения национального законодательства в соответствие с европейскими и международными стандартами. Не обошли своим внимание парламентарии и СП.
Поскольку судебные баталии, разгоравшиеся вокруг этого органа, давно поутихли, а сегодняшний день требует перемен, нардепы пришли к мнению о своевременности пересмотра правовых основ деятельности СП с учетом Международных стандартов высших органов финансового контроля (ISSAI), а также принципов деятельности Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI) и Европейской организации высших органов финансового контроля (EUROSAI).
Законопроект «О Счетной палате» был зарегистрирован в ВР 23 октября с. г. под №5188. Современные условия хозяйствования, пишут разработчики документа, требуют осуществления комплексного подхода к реформированию системы государственного финансового контроля, в которой СП должна быть координационным, ведущим институтом контроля в сфере публичных финансов.
Важными составляющими системы управления государственными финансами, формирующими ее концептуальную основу, являются внешний аудит и подотчетность, направленные на обеспечение надлежащего обзора деятельности правительства как со стороны высшего органа финансового контроля, так и со стороны гражданского общества.
Эффективность внешнего финансового контроля является залогом законного, экономического и эффективного управления средствами налогоплательщиков, прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, подтверждением того, что деятельность органов государственной власти и управления осуществляется на принципах демократичности, цивилизованности и открытости.
Новый закон о СП, по мнению его инициаторов, должен системно урегулировать вопросы относительно ее полномочий и статуса как высшего органа внешнего аудита в сфере контроля за движением публичных финансов, а также расширить ее полномочия в части осуществления контроля за доходной частью государственного бюджета, поступлением и использованием средств местных бюджетов, сохранностью и использованием государственной собственности, аудита государственных предприятий, а также внедрения аудита счетов, систем внутреннего контроля и подтверждения годовой финансовой и бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
… и средства
Для достижения перечисленных целей разработчики документа считают целесообразным закрепить на законодательном уровне положения о том, что СП должна:
При этом в число полномочий СП будет включено проведение экспертизы экономических и финансовых расчетов, на основании которых составляется проект Государственного бюджета. Кроме того, на СП будут возложены полномочия по внутреннему контролю и проведению внутреннего аудита в органах, реализующих государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, плюс она должна будет осуществлять аудит сохранения и использования объектов права государственной собственности.
Также предполагается обязать СП ежегодно готовить и не позднее 1 сентября предоставлять ВР отчет о ежегодном финансовом аудите вместе с ежегодным отчетом о своей деятельности, которые должны публиковаться отдельными изданиями. Одновременно с предоставлением в ВР СП следует размещать оба эти документа в открытом доступе.
Предполагается также, что СП сможет регулярно выпускать другие отчеты, в т. ч. об аудитах эффективности для ВР, средств массовой информации и других пользователей после утверждения их на заседании Коллегии. Кроме того, считают авторы законопроекта, СП может выдавать бюллетени о ключевых результатах проведенных аудитов и других аналитических мероприятий и регулярно отслеживать реализацию собственных рекомендаций с целью оценки их результативности.
Поскольку все законопроекты, поданные на предыдущей сессии и не принятые в первом чтении, считают снятыми с рассмотрения, поддержат ли предложенные идеи об изменениях в деятельности СП рассмотрению в сессионном зале обновленного парламента, пока неизвестно. Однако очевидно, что от новой каденции ВР следует ожидать решительных действий в реформировании государственных органов.