Непрозрачность налогового компромисса как фактор экономических и юридических рисков

05:51, 2 марта 2015
Газета: 8 (276)
При применении процедуры налогового компромисса необходимо учесть последствия для контрагентов...
Непрозрачность налогового компромисса как фактор экономических и юридических рисков
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Елена Петрушевская,
к. ю. н., эксперт в сфере налогового права

С 17 января по 16 апреля 2015 г. можно применить процедуру налогового компромисса. Право на такую процедуру предоставлено налогоплательщикам в связи со вступлением в силу Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» №63-VIII от 25.12.2014. Процедура налогового компромисса предусматривает освобождение налогоплательщика от финансовой, административной и уголовной ответственности за занижение налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при условии уплаты налогового обязательства в размере 5%. Остальные 95% считаются погашенными. Налоговый компромисс применяется к налоговым обязательствам, возникшим в период с апреля 2011 по март 2014 г. включительно.

Однако сама процедура налогового компромисса для налогоплательщика является недостаточно прозрачной. В частности, если вы собираетесь применить налоговый компромисс к заниженным налоговым обязательствам по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, вы как налогоплательщик обязаны вместе с уточняющим расчетом подать заявление о компромиссе, а также перечень (описание) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации, который должен содержать данные, позволяющие четко идентифицировать каждую хозяйственную операцию, в отношении которой было допущено завышение налогового кредита и/или расходов. Кроме того, нужно указать информацию по контрагентам, с которыми были совершены хозяйственные операции, дату, номер, вид, срок действия договора, во исполнение которого они осуществлялись, содержание такой операции, дату и номер налоговой накладной, расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты НДС в связи с приобретением товаров/услуг и их получение. Т. е. налогоплательщик обязан предоставить полную информацию о хозяйственных операциях, по результатам которых были занижены налоговые обязательства.

Такими действиями налогоплательщик подтверждает факт неправомерного формирования данных налогового учета (формирование налогового кредита по налогу на добавленную стоимость или расходов по налогу на прибыль) в отношении не только себя, но и контрагентов. Целесообразно учесть и тот факт, что если вы подтверждаете такую ​​неправомерность по хозяйственным операциям в одном налоговом периоде до апреля 2014 г., то если срок договора переходит за пределы установленного периода, вы подтверждаете и нарушения в дальнейшем, и оно принимает форму длящегося правонарушения. В результате при применении процедуры налогового компромисса необходимо учесть риски следующих налоговых периодов с учетом последствий для контрагентов.

Кроме того, для налогоплательщиков существуют риски уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Поскольку изменения внесены только в ст. 212 УК Украины, при достижении налогового компромисса деяния, предусмотренные ч. 1–3 данной статьи, не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов и сборов. Однако существуют другие статьи Уголовного кодекса по преступлениям в сфере налогового законодательства – ст. 204, 212-1, 216, 219 УК. Также во время расследования указанных преступлений могут быть установлены преступления, предусмотренные ст. 192, 200, 205, 222, 222-1, 358 УК. Т. е. при предоставлении полной информации о хозяйственных операциях и самостоятельном подтверждении факта неправомерного формирования данных налогового учета в ваших действиях будут усматриваться признаки других преступлений, за которые процедура налогового компромисса от уголовной ответственности не освобождает. Ведь налогоплательщик должен правильно и объективно отразить в соответствии с первичными документами и налоговыми накладными все операции, которые были осуществлены, но не были задекларированы, или были задекларированы без наличия соответствующих подтверждающих документов.

Также следует помнить, что если вы изъявили желание применить процедуру налогового компромисса, контролирующий орган имеет право осуществить внеплановую проверку. Решение о целесообразности проведения такой проверки принимается контролирующим органом в течение 10 рабочих дней, следующих за днем предоставления уточняющего расчета. По результатам проведения внеплановой проверки принимаются налоговые уведомления-решения, однако в случае их обжалования процедура налогового компромисса не применяется.

В случае, если в отношении налоговых обязательств, которые были доначислены за занижение налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость за любые периоды до 1 апреля 2014 г., продолжается процедура административного или судебного обжалования, вы также имеете право применить процедуру налогового компромисса. Имеются в виду только те случаи, когда налоговые уведомления-решения были приняты по результатам проверок только за налоговые правонарушения, возникшие до 1 апреля 2014 г. Однако они могли быть обнаружены контролирующим органом после установленного периода, не во время процедуры налогового компромисса, потому что в таком случае при обжаловании принятых налоговых уведомлений-решений процедура налогового компромисса не применяется.

В таком случае вы имеете право применить процедуру налогового компромисса только до вступления в законную силу решения суда. Такой нюанс установлен в п. 3.14 Методических рекомендаций относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, утвержденных приказом ГФС Украины №13 от 17.01.2015. В случае окончания апелляционного рассмотрения судебного дела по обжалованию налоговых уведомлений-решений вы потеряете право на применение налогового компромисса, поэтому целесообразно обратиться в суд с ходатайствами обеих сторон о прекращении производства для предоставления времени на примирение, в частности, в связи с достижением налогового компромисса, что является основанием для приостановления производства по делу. Согласно п. 11.2 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» КАСУ, основанием для примирения сторон на любой стадии процесса является достижение налогового компромисса по уплате налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль предприятий. После того, как вы предоставляете в суд решение налогового органа о согласовании применения налогового компромисса по результатам рассмотрения вашего заявления и доказательства уплаты согласованных налоговых обязательств, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 157 КАСУ, суд прекращает производство по делу по примирению сторон в связи с достижением налогового компромисса, а решение первой судебной инстанции признает недействительным.

Целесообразно также учесть, что Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» №71-VIII от 28.12.2014 установлено, что в 2015 и 2016 гг. проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета министров Украины, по заявке предприятия о его проверке, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса. Во-первых, исходя из правовых предписаний, речь идет лишь о предыдущем годе, т. е. одном годе. Во-вторых, это не касается уголовных дел. В-третьих, в любой момент можно получить разрешение на проведение мониторинга налогоплательщиков (контрагентов) по процедуре налогового компромисса. В первую очередь, это является основанием для проведения внеплановых проверок по пп. 78.1.1., 78.1.4., 78.1.11 п.78.1 ст.78 Налогового кодекса Украины. Поэтому прежде, чем применять процедуру налогового компромисса, целесообразно учесть экономические и юридические риски, которые может повлечь за собой такая процедура.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки