Поможет ли реестр в борьбе с коррупцией?

06:16, 12 сентября 2016
Газета: 35 (353)
В закон, касающийся электронного декларирования, могут внести изменения...
Поможет ли реестр в борьбе с коррупцией?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В закон, касающийся электронного декларирования, могут внести изменения 


Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»

Похоже, опасения европейских партнеров, от которых зависит выделение финансовой помощи, по поводу будущего электронного декларирования в Украине выглядят небезосновательными. В Администрации Президента и Министерстве юстиции уже заявили, что в законодательные нормы, касающиеся электронного декларирования, могут быть внесены изменения. Пока неясно, идет ли речь о каких-то технических моментах или о таких, как отмена уголовной ответственности за внесение недостоверных данных и возможность подачи «нулевой декларации», которая не повлечет ответственности за указанные данные.

Кроме того, в Конституционном Суде уже открыто конституционное производство по представлению 48 народных депутатов от 30 декабря 2015 г., потребовавших признать неконституционными ряд положений Закона «О предотвращении коррупции» (судья-докладчик Станислав Шевчук). Многие из подписантов этого представления фигурируют и в представлении о неконституционности ряда принципов Закона «Об очищении власти». Народные депутаты просят признать не соответствующими Конституции нормы, предусматривающие мониторинг НАПК доходов и имущества декларантов, поскольку это, по их мнению, относится к сфере деятельности правоохранительных органов. Не устроил подписантов и список родственников, данные об имуществе которых надо указывать в декларациях.

Отдельно стоит отметить требование признать неконституционной ст. 366-1 Уголовного кодекса «Декларирование недостоверной информации», которая предусматривает штраф от 42,5 до 51 тыс. грн или лишение свободы на срок до 2 лет. В этом случае авторов представления не устроило то, что поскольку в декларациях должны указываться данные об имуществе и доходах родственников, у декларанта часто не будет практической возможности проверить достоверность данных, переданных ими. Это означает, что декларант может быть привлечен к ответственности за недостоверные данные, предоставленные ему третьими лицами, что, по мнению авторов представления, не соответствует институту юридической ответственности. Чем может закончиться рассмотрение этого представления в КСУ, прогнозировать сложно.

Не снят с повестки дня и вопрос эффективности борьбы с коррупцией с помощью электронных деклараций. Похоже, даже не все общественные активисты, специализирующиеся на борьбе с коррупцией, в это верят. Например, во время недавнего общественного обсуждения проблем, связанных с трудностями противодействия коррупции, общественники назвали главным тормозом борьбы с коррупцией деятельность правоохранительных органов. Как следует из обсуждения, в Украине высокопоставленные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, особенно приближенные к действующей власти, привлекаются к ответственности крайне редко. Если таких чиновников и задерживают, их преследование часто выглядит, как «заказ» со стороны конкурентов. При этом громкие задержания чиновников, сотрудников правоохранительных органов и судей, как правило, не заканчиваются вынесением им судебных приговоров, а дела, построенные якобы на «безоговорочных доказательствах», расследуются или рассматриваются в судах годами.

Часто лицам, обвиняемым в коррупционных правонарушениях, удается избежать реального наказания, а судебные разбирательства заканчиваются условными сроками, штрафами, или же приговоры пересматриваются вышестоящими инстанциями. Конфискация средств, полученных незаконным путем, является редкостью, а если говорить о высокопоставленных чиновниках, политиках и «силовиках», таких случаев нет вообще. Помимо этого, по мнению общественников, в Украине достаточно распространено такое явление, как «провокация взятки», когда из материалов уголовных производств следует, что лицо, якобы получившее неправомерную выгоду, само ее не требовало, или же ему ее дали умышленно с целью дискредитации.

Похоже, и в ЕС пока не очень верят в то, что система электронных деклараций в Украине будет надежно работать. «Конечный успех системы электронного декларирования будет оцениваться не по ее формальному запуску, а по ее эффективному и бесперебойному функционированию. Оно предусматривает, в частности, уголовную ответственность за подачу ложных деклараций. Более того, публичная подотчетность является основополагающим принципом, который лежит в основе системы электронного декларирования для предотвращения и противодействия коррупции среди государственных служащих», – говорится в заявлении представительства ЕС в Украине. Представители ЕС также дали понять, что успех системы электронных деклараций будет зависеть от того, насколько НАПК будет действительно независимо от власти и разных политических групп и обеспечено необходимыми ресурсами.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді