Гражданам, заявившим о коррупции, могут расширить права

10:30, 21 ноября 2016
Верховная Рада Украины предлагает предоставить заявителям о коррупционных преступлениях все права потерпевшего в уголовном процессе и за счет этого расширить возможности общественности в борьбе с коррупцией.
Гражданам, заявившим о коррупции, могут расширить права

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины предлагает предоставить заявителям о коррупционных преступлениях все права потерпевшего в уголовном процессе и за счет этого расширить возможности общественности в борьбе с коррупцией.

Так, 15 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5398 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения прав гражданского общества в борьбе с коррупцией».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Виталий Куприй, Валентин Дидычь, Ирина Констанкевич, Виктор Шевченко и Андрей Денисенко.

 

Нужно четко понимать механизм коррупции

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо четко определить понятие коррупционных преступлений и статус заявителя о преступлениях в уголовном процессе.

В настоящее время заявитель лишен каких-либо прав, кроме подачи заявления о преступлении и получения информации об окончании досудебного расследования.

Учитывая это, предлагается предоставить заявителю о коррупционных преступлениях, как представителю украинской общественности, всех прав потерпевшего в уголовном процессе, что позволит эффективно контролировать правоохранительные органы и принимать полноценное участие в судебных процессах против коррупционеров.

На всех этапах расследования преступлений, в частности, во время внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований, проведение следственных и негласных следственных действий, сбора доказательств и проведения экспертиз, предъявления подозрения, ареста имущества, а также передача дела в суд, является возможным затягивание дела и действия на пользу преступников вследствие коррупционных договоренностей.

 

Участие прокуроров, детективов и следователей

Как говорится в пояснительной записке, в действующем Уголовном процессуальном кодексе четко не определены сроки, в течение которых следователь, прокурор должен рассмотреть ходатайства сторон; предъявить подозрение; направить заявителю о преступлении подтверждение открытия производства и т.п. На практике это приводит к многочисленным правонарушений во время уголовного процесса, а также предоставляет возможность правоохранителям затягивать следствие.

Кроме этого, общественности известны многочисленные факты того, как прокуроры сознательно составляют такой обвинительный акт, который дает возможность коррупционерам избегать должного наказания. Однако, в настоящее время судья при рассмотрении дела не имеет полномочий выходить за пределы обвинительного акта, чтобы исправить эту ситуацию.

При этом в правоохранительных органах Украины наблюдается тенденция, когда следователи, прокуроры, детективы, которые признаны судом виновными в нарушении законов, не привлекаются своим руководством к дисциплинарной ответственности.

«Этим законопроектом предлагается значительно расширить права общественности в уголовном процессе по борьбе с коррупцией и исправить указанные выше недостатки законодательства», — отмечают народные депутаты.

 

Коррупционеры будут наказаны

Целью законопроекта является обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные коррупционерами преступления с помощью общественности.

 

Расширение прав общественности в уголовном процессе

Проектом предлагается расширить права общественности в уголовном процессе в борьбе с коррупцией.

Указанное предлагается достичь путем внесения следующих изменений в законодательные акты Украины:

1) в Уголовном кодексе определить, что коррупционными преступлениями являются преступления, предусмотренные статьями 364-370 этого Кодекса;

2) в Уголовном процессуальном кодексе:

  • предусмотреть предоставление заявителю всех прав потерпевшего в случае, если в Единый реестр досудебных расследований вносятся сведения о коррупционном преступлении;
  • предусмотреть введение института представителя заявителя в уголовном производстве;
  • установить обязанность следователя, прокурора письменно уведомить заявителя в течение 72 часов с момента получения заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении о внесение или невнесение сведений в Единый реестр досудебных расследований;
  • запретить после получения от заявителя сообщения о коррупционном преступлении вносить в Единый реестр досудебных расследований сведения о таком преступлении самостоятельно или от имени другого заявителя;
  • предусмотреть право заявителя привлекать эксперта;
  • предусмотреть возможность отправки сообщения об открытии/отказе в открытии уголовного производства, с использованием сети Интернет, средств электронной связи на электронный почтовый адрес, указанный в заявлении, сообщения о совершенном уголовном правонарушении;
  • закрепить требования приобщать к уведомлению о внесении сведений в Единый реестр досудебных расследований извлечение из Единого реестра досудебных расследований относительно уголовного производства;
  • закрепить обязанность приобщать к сообщению о невнесении сведений в Единый реестр досудебных расследований мотивированного отказа со ссылкой на нормы законодательства Украины, а также разъяснение порядка обжалования принятого решения;
  • установить трехдневный срок следователю, прокурору сообщение лица, заявившего ходатайство, об удовлетворении или отказе в удовлетворении такого ходатайства;
  • установить трехдневный срок на предоставление материалов досудебного расследования для ознакомления;
  • предусмотреть, что в случае сообщения о подозрении в коррупционных преступлениях, где был нанесен вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, следователь, прокурор обязан одновременно обратиться в суд с ходатайством о наложении ареста на имущество подозреваемого в размере соизмеримым с  причиненным ущербом;
  • установить обязанность суда при судебном рассмотрении коррупционных преступлений выходить за пределы обвинительного акта, если это необходимо для принятия справедливого судебного решения и защиты интересов государства или территориальных общин;

3) в Уголовном процессуальном кодексе Украины, Законе Украины «О прокуратуре», Законе Украины «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины», Законе Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», Закон Украины «О службе безопасности Украины»:

  • предусмотреть обязательное привлечение к дисциплинарной ответственности следователя, прокурора, иного должностного лица, уполномоченного на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, в случае если судом установлен факт нарушения законодательства Украины во время выполнения своих служебных обязанностей;
  • предусмотреть, что факт нарушения законодательства указанными выше лицами при исполнении своих служебных обязанностей устанавливается в соответствующем постановлении суда;

4) в Уголовном процессуальном кодексе Украины, Законе Украины «О судебной экспертизе»:

  • установить предельный срок проведения экспертизы на уровне шести месяцев;
  • предусмотреть дисциплинарную ответственность за нарушение таких сроков экспертом.

 

Борьба с коррупцией в Украине

Принятие проекта Закона позволит предоставить заявителям о коррупционных преступлениях все права потерпевшего в уголовном процессе, что значительно расширит возможности общественности в борьбе с коррупцией.

Кроме этого, принятие законопроекта позволит устранить ряд недостатков, которые позволяли затягивать уголовные дела и привлекать преступников к уголовной ответственности.

Все вышеперечисленное положительно повлияет на борьбу с коррупцией в Украине.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Як суддівські мантії та архітектура судів впливають на сприйняття громадянами судової влади
Новости онлайн