Кабинет министров Украины принял постановление №621 от 22 августа 2018 года «О внесении изменений в пункт 15 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов».
Основная суть документа — запрет перерегистрации и снятия с учета транспортных средств, если имеются сведения об их владельце в Едином реестре должников. Автор идеи, Министерство юстиции Украины, хочет таким образом предотвратить отчуждение имущества должником, который внесен в данный реестр. Нормативно-правовой акт КМУ уточняет положения недавно принятого Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических оснований для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание».
После опубликования данного Постановления работники сервисных центров Министерства внутренних дел будут проверять сведения о владельце транспортного средства в реестре должников и делать соответствующую отметку на его заявлении.
Перед этим запрет на отчуждение касался только недвижимого имущества должников.
Попадают в реестр после неуплаты каких-либо периодических платежей, в частности, алиментов более трех месяцев.
Впрочем принятие данного Постановления КМУ некоторые адвокаты восприняли критически.
Так, Андрей Авторгов, имеющий опыт работы частным исполнителем, у себя на странице в Фейсбуке выразил сомнение, что в случае открытия исполнительного производства в отношении должника, будет соблюден принцип соразмерности мер принудительного исполнения решений и объема требований по судебным решениям.
«Будет ли соблюден принцип соразмерности, если должник должен, например 100 грн, но не сможет продать собственное авто, которое фактически оказывается под запретом отчуждения? Наверное, нет. А может у должника есть 10 автомобилей, а продать он хочет только один?» — задается вопросом адвокат.
Он уверен, что проще и справедливее было бы предоставить исполнителям прямой доступ к реестру транспортных средств, и уже они, исходя из принципа соразмерности, будут решать, накладывать на это имущество арест или нет, и нести за свои действия ответственность.