Кто "рулит" спасением банков

16:01, 21 августа 2009
Газета: 10
Эксперты предупреждают, что рекапитализация банков станет самой масштабной государственной...
Кто "рулит" спасением банков
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Эксперты предупреждают, что рекапитализация банков станет самой масштабной государственной аферой.

Очередным модным словечком, которым не прочь сегодня пощеголять как банкиры, так и простые граждане (особенно те, у которых лежат сбережения в банках), стало "рекапитализация". Совсем как "секвестр бюджета" у наших северных соседей во времена дефолтного 1998-го года. Россияне свой кризис тогда преодолели, а вот сможем ли мы излечить украинскую банковскую систему в 2009 г – еще очень большой вопрос.

Напомним, что изначально в очередь за государственными деньгами (около 44 млрд грн) выстроилась "великолепная семерка" крупных украинских финучреждений, которые были отобраны Кабмином. Это банки – "Надра", "Киев", Родовидбанк, Укрпромбанк, Укргазбанк, "Финансы и кредит" и одесский Имэксбанк. Со временем двое последних стали себя чувствовать значительно лучше, но окончательно от идеи "продаться" государству не отказались. Первые транши в банки уже пришли. Взамен их владельцам придется уступить государству контроль над своими детищами, отдав от 75% до 99% в уставных фондах. После того как "болезненные" будут "оздоровлены", правительство намерено продать их частным собственникам на открытых аукционах.

Звучит все заманчиво. Ведь это означает, что многие проблемные банки могут начать выплачивать депозиты гражданам, "осчастливив", таким образом, несколько миллионов человек. Если учесть, что среди вкладчиков преобладает "средний класс", то есть люди среднего возраста и достатка, то можно сделать вывод, что в канун президентских выборов премьер-министр в лице щедрого руководителя таким вот образом может значительно укрепить свой рейтинг. Иными словами, кампания по рекапитализации банков, которая так долго раскачивалась (более 7 месяцев), имеет политический подтекст. В данном случае правительство ведет игру в виде "плохого и хорошего полицейского". В роли первого выступают проблемные банки, в роли второго — премьер-министр Юлия Тимошенко. Кстати, частью этой "игры" стали заявления СБУ, что в ряде банков с временной администрацией возбуждены уголовные дела по фактам валютных спекуляций и вывода валюты в оффшоры. Следовательно, разворовывать деньги банкиры продолжали прямо под носом у главного контролера — Нацбанка, который все это время вместо того, чтобы прекратить мошеннические операции, просто молчал.

Однако политические дивиденды – не самая главная составляющая операции "рекапитализация". Следует отметить, что проблемы с частными банками существуют не только в Украине, но и, к примеру, в США. Только там, в отличие от нас, полностью отсутствует понятие "проблемные банки", в которых нужно вводить временную администрацию, а потом — многомиллионные суммы на их оздоровление. В Америке в случае финансовых проблем у банка сразу же запускается процедура банкротства, которая, как и возврат вкладчикам денег, определена в законодательстве до мелочей, что сводит на нет злоупотребления со стороны банковских клерков и госчиновников. А если же кто-то решится набить свои карманы чужими финансами, то контроль государства и правоохранителей таков, что виновные быстро оказываются под судом и следствием с конфискацией имущества. У нас же под видом многомесячного оздоровления банков проводится чуть ли не грабеж населения среди бела дня.

Дело в том, что до сих пор не понятно, рассчитаются ли банки по просроченным депозитам, будут ли эти средства направлены на кредитование реальной экономики или уплывут в неизвестном направлении? Где государство найдет еще свободных несколько десятков миллиардов гривен и как будет контролировать их использование? И почему именно эти банки нужно спасать бюджетными деньгами? Как отмечают эксперты, отсутствие опыта в контроле большого количества банков, а также нехватка профессионалов в правительстве могут снизить эффективность участия государства в некоторых банках и повысить вероятность нецелевого использования средств. Кроме того, при нынешних жестких условиях получения рефинансирования НБУ рекапитализация является альтернативным путем получения доступа к государственному рефинансированию.

Многие аналитики, опрошенные "Судебно-юридической газетой", считают, что процесс рекапитализации банков может превратиться в самую масштабную государственную аферу. Они считают не случайным отсутствие четкой процедуры докапитализации банков и промедление с финансовой помощью проблемным финучреждениям. И связано это не только с нехваткой необходимых на то средств в казне. Некоторые из владельцев финучреждений, которые фигурируют в списке претендентов на государственную помощь, обратились к НБУ лишь после того, как "вытрясли" из своих банков все до копейки. "Однако в Нацбанке притворяются "подслеповатыми", причем вряд ли бескорыстно. Не исключено, что до сих пор нет полного перечня претендентов на капитализацию за счет государства именно потому, что в НБУ ожидают других запоздалых кандидатов, которые сейчас "сбрасывают" активы в надежде впоследствии получить государственные вливания. Поэтому в перспективе перечень Нацбанка может пополниться достаточно неожиданными кандидатами", - допустил заместитель председателя правления одного из отечественных банков.

"Нынешнюю рекапитализацию банков можно сравнить с семьей, которая воспитывает и балует ребенка: когда он ломает игрушку, ему покупают новую, чтобы только не плакал", - считает эксперт Валерий Новицкий. Он подчеркивает, что банковская и финансовая системы не нужны, если они не служат каким-то целям, а именно - развитию реального сектора экономики. Если банк банкрот, то надо признавать его банкротом и продавать, а не рефинансировать, вторит ему кандидат экономических наук Андрей Новиков. "Бизнес не терпит халатности. Менеджмент коммерческой деятельности должен включать две очень важные функции: планирование и прогноз результатов деятельности. Такое чувство, что украинские банкиры не знакомы с банальными превентивными экономическими законами. Иначе как объяснить то, что темпы выдачи кредитов коммерческими банками за последний год колоссально превышали темпы роста реальных доходов украинцев? И вот результат - дефицит финансовых ресурсов. И не надо все сбрасывать на кризис", - говорят эксперты.

Итак, рекапитализация сдвинулась с мертвой точки. Как говорится, "процесс пошел". Что будет с банковской системой дальше, нам предстоит увидеть. И тогда мы разберемся: вымытые ли банки скупило за бесценок государство, кому потом они достанутся и почем, что будет с депозитами, во спасение которых все и закрутилось, по словам "великих", и вообще, когда, наконец, закончится кризис…

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей