Минсоцполитики контролирует каждую «социальную» гривну?

11:43, 18 марта 2013
Газета: 10 (178)
Катерина Беляева,
Минсоцполитики контролирует каждую «социальную» гривну?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,

«Судебно-юридическая газета»

 

В рамках государственной инициативы проведения еженедельных пресс-конференций с руководителями органов центральной власти, 11 марта с.г. состоялась пресс-конференция Министра социальной политики Украины Натальи Королевской. Основными вопросами, которые г-жа министр пожелала обсудить с представителями СМИ, стали своевременность социальных выплат, государственная поддержка лиц, работающих на обанкротившихся предприятиях, а также проблема доставки гуманитарной помощи, которая уже несколько месяцев не может пересечь отечественные границы.

 

Отчет о проделанной работе

 

Не отходя от установленного порядка, пресс-конференцию министр начала с краткого доклада об основных достижениях и проблемах вверенной ей вотчины. Так, объем финансирования первого транша государственной помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам и временной государственной помощи детям составил более 2,9 млрд. грн. Второй транш предусмотрен в размере более 300 млн. грн., а выплатят его уже до 25 марта с.г.

Кроме этого, почти 9 млрд. грн. получил Пенсионный фонд, а также с начала года 4 млрд. грн. получили фонды социального страхования, что позволило своевременно выплатить больничные, регрессные выплаты и помощь по безработице.

Своевременности социальных выплат удалось добиться благодаря введению трехуровневого контроля, который состоит в народном контролировании, введении горячей телефонной линии, а также сотрудничестве с профсоюзами и работодателями, отслеживающими ситуацию по своим каналам.

 

Бег с препятствиями

 

В то же время, Минсоцполитики столкнулось с проблемами задолженности по заработной плате. По результатам мониторинга, проведенного компетентными органами, сегодня задолженность составляет около 1 млрд 5 млн грн., из которых 244 млн грн. припадает на долю государственных предприятий, 41 млн грн. – коммунальных, 243 млн 800 тыс. – предприятий иных форм собственности, 413 млн – предприятий-банкротов и 64 млн грн. – экономически неактивных предприятий.

Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, Минсоцполитики наказывает нерадивых руководителей предприятий-должников, привлекая к этому прокуратуру, а также проявляют нормотворческую инициативу. За последнее время был сформирован пакет из 76 предложений относительно регуляторных актов, 25 из которых поданы на рассмотрение Кабмина, 14 – другим центральным органам исполнительной власти, а 37 находятся на стадии согласования.

 

Гарантии от банкротства

 

К примеру, пытаясь решить вопрос о погашении задолженностей, образовавшихся в связи с банкротством предприятий, в Минсоцполитики предлагают создать орган, способный возместить заработанные и неполученные деньги.

Идея о создании гарантийного учреждения возникла на основании Конвенции МОТ № 173 1992 года «Относительно защиты требований работников в случае неплатежеспособности работодателя», частично ратифицированной Украиной в 2005 году. При разработке предложения был изучен опыт таких стран, как Германия, Франция, Чехия, Эстония. Одним из кандидатов на роль подобного учреждения Минсоцполитики усматривает Фонд занятости, не обремененный задолженностями по надлежащим ему выплатам. При этом решительно были отметены такие замечания, как например, то, что подобные фонды должны формироваться не за счет государства, а изначально самим предприятием, а также то, что по логике вещей, зарплату своим потерявшим работу соотечественникам будут платить рядовые украинцы путем выплаты налога в указанный фонд. Законопроект будет представлен на рассмотрение Кабмина в текущем году.

 

Вода в решете

 

Добавим от себя, что хотя бурная деятельность, развернутая в социальном ведомстве заслуживает уважения, она напоминает попытки набирать воду решетом, поскольку в Украине не существует эффективного механизма вернуть честно заработанную заработную плату в случае возникновения задолженности. Точнее, механизм есть и он, как и в любом другом правовом государстве, состоит в обращении в суды всех инстанций, вплоть до Европейского суда по правам человека. Однако не секрет, что даже положительное для гражданина решение как национального суда, так и Европейского вовсе не гарантирует его исполнение.

Осознают это и в отечественных правительственных ведомствах. Так, Министр юстиции Украины Александр Лавринович в ответ на предоставленный Комитетом Верховной Рады по вопросам верховенства права и правосудия проект Решения «О реализации основных положений Резолюции ПАСЕ «Обеспечения жизнедеятельности Страсбургского Суда: структурные недостатки в странах-участницах» №1914 от 22 января 2013 г.» отметил следующее. Поскольку украинское законодательство до сих пор не урегулировало порядок выплаты существующей задолженности, отмечает министр, на рассмотрение Кабмина 31 января с. г. был представлен законопроект №2399 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно исполнения судебных решений. В частности, речь идет о пересмотре отдельных положений Закона № 4901-17 в редакцииот 05.06.2012 «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений», а также Закона №2864-14 в редакции от 18.01.2013 относительно введения моратория на принудительную реализацию имущества госпредприятий и предприятий, где доля государства составляет не менее 25%. Напомним, что в 2011 году именно мораторий на принудительную реализацию имущества не позволил госисполнителям взыскать с таких предприятий 6 596 370 579 грн.

 

Граница на замке

 

Наряду с тем, что рядовые украинцы не могут рассчитывать на финансовую поддержку своего государства, они не могут получить помощь и от сочувствующих им иностранцев. Несколько месяцев назад граница Украины закрылась для гуманитарной помощи, которую присылают небезразличные люди.

Связанно это с тем, что, согласно редакции Закона № 1192-14 от 03.02.2013 «О гуманитарной помощи», помощь, поступающая из-за границы, проверяется не только специально уполномоченными государственными органами по вопросам гуманитарной помощи, но и таможенными, а также налоговыми органами Украины, центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, в сфере экономического развития, государственной финансовой политики, государственной политики в сфере гражданской защиты, Министерством внутренних дел Украины и даже Национальным банком Украины или его филиалами (территориальными управлениями).

Такая проверка, отмечают представители Минсоцполитики, оправдана предотвращением разнообразных мошеннических схем перевози грузов, которые имели место ранее. В то же время, неспособность министерств обеспечить слаженную, а главное, быструю работу, приводит к тому, что наши соотечественники не могут получить предметы первой необходимости, которые не в состоянии предоставить Украина.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей