Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Председатель Верховной Рады Украины Александр Турчинов своими распоряжениями №882/2014-Рп и №883/2014-Рп от 23.05.2014 уполномочил министра юстиции Украины Павла Петренко на подписание протоколов №15 и №16 к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Протокол №15. История и принципы
В пояснительной записке протоколу№15 говорится о необходимости реформирования процесса, начало которому было положено на двух конференциях, посвященных ЕСПЧ – конференции в Интерлакене (Швейцария), проходившей 18–19 февраля 2010 г., и конференции в Измире (Турция), состоявшейся 26–27 апреля 2011 г. На этих мероприятиях были высказаны предложения по внесению изменений в Конвенцию. Вопрос необходимости внесения таких изменений рассматривался и Руководящим комитетом по правам человека (КПЧ) и его вспомогательными органами. Наработки КПЧ и замечания Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) были представлены на конференции в Брайтоне (Великобритания). На основании проделанной работы КПЧ по предложению Комитета министров СЕ подготовил проект протокола о внесении изменений в Конвенцию, который был рассмотрен на 76-м пленарном заседании КПЧ и одобрен резолюцией №283 Парламентской ассамблеи СЕ 26 апреля 2013 г.
Согласно этому протоколу, в преамбуле Конвенции появляются принципы субсидиарности и свободы усмотрения, направленные на повышение прозрачности и доступности этих характеристик системы Конвенции. Принцип субсидиарности подразумевает, что национальные органы несут основную ответственность за обеспечение и защиту прав человека на национальном уровне. А принцип свободы усмотрения состоит в признании разнообразия культурных и правовых традиций различных государственных сторон Конвенции. В соответствии с этими принципами, государства-участники Конвенции обязаны обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Конвенции, а также эффективные средства правовой защиты перед государственными органами. ЕСПЧ, согласно протоколу №15, выступает в качестве гарантии для лиц, чьи права и свободы не были обеспечены на национальном уровне.
В этом аспекте следует отметить опасения экспертов по поводу того, что наряду с указанными не упоминаются не менее важные принципы – такие как, например, принцип соразмерности или принцип понимания Конвенции как живого инструмента.
Возраст судей и компетенция большой палаты
Ст. 2 протокола №15 предусматривает изменения в Конвенцию в части возрастного ценза судей ЕСПЧ. Напомним, что кандидаты в судьи ЕСПЧ избираются из списка 3 кандидатов, номинированных государствами-участниками. Теперь, в соответствии с протоколом, возраст этих кандидатов не должен превышать 65-летний порог на момент запроса такого списка ПАСЕ. Также из Конвенции изымается норма об истечении срока полномочий судьи ЕСПЧ по достижению им 70 лет. По замыслу авторов протокола, указанные изменения должны обеспечить судьям возможность отработать 9-летний срок полномочий, что будет способствовать стабильности работы ЕСПЧ и укреплению согласованности в составе суда. Однако эта поправка не будет иметь обратной силы, и существующий в настоящее время возрастной порог останется в силе для тех судей, чьи имена внесены в списки кандидатов, направленные до вступления протокола в силу. В практическом отношении это означает, например, что недавно избранный британский судья Пол Махони будет обязан уйти в отставку в 2016 г.
Ст. 3 протокола №15 корректирует ст. 30 Конвенции, лишая участников процесса возможности возражать против передачи дела палатой в пользу большой палаты. Подобная передача может осуществляться в двух случаях:
Эта поправка не будет применяться к делам, в которых одна из сторон уже высказалась против предложения палаты о передачи юрисдикции в пользу большой палаты до вступления протокола в силу.
Сроки и серьезность ущерба
Ст. 4 и 5 протокола сокращают срок для подачи жалобы в ЕСПЧ с 6 до 4 месяцев с даты вынесения окончательного решения национальным органом. Авторы документа объясняют свою позицию, указывая на развитие коммуникационных технологий, которое, по их мнению, позволяет сократить время на обращение в ЕСПЧ. Внесенные этой поправкой изменения также не имеют обратной силы и не будут применяться к жалобам, где окончательное решение по смыслу п. 1 ст. 35 Конвенции было принято до вступления данного изменения в силу. Необходимо отметить, что некоторые эксперты уже успели раскритиковать эту норму, указывая на проблемы, которые могут возникнуть у заявителей (например, поиск компетентного представителя или географическая удаленность) и не позволить им обратиться в ЕСПЧ в указанные сроки.
Протокол №15 исключает из ст. 35 Конвенции положение о возможности принятия ЕСПЧ индивидуальных жалоб при условии, что не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом. В практическом смысле это означает, что применение критерия «значительность ущерба» будет ограничено только требованием соблюдения прав человека.
Основные новеллы протокола №15
Протокол №16
Предложение о расширении юрисдикции ЕСПЧ было высказано в докладе Кабинету министров СЕ «группой мудрецов», созданной в рамках плана действий, который был принят на III саммите глав государств и правительств государств-членов СЕ (Варшава, 16–17 мая 2005 г.). Аргументируя свое предложение, «группа мудрецов» указала, что «было бы полезно ввести систему, при которой национальные суды могут обратиться в ЕСПЧ относительно вынесения консультативных заключений по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и протоколов к ней, в целях стимулирования диалога между судами». Руководствуясь высказанной позицией, Комитет министров СЕ поручил компетентным органам разработать протокол №16 к Конвенции о правах человека и основополагающих свободах.
Среди прочего, на основанииэтого протокола высшие суды и трибуналы государств-членов Совета Европы получат возможность запрашивать у ЕСПЧ консультативные заключения по вопросам интерпретации и применения прав, гарантированных Конвенцией и протоколами к ней, в контексте дел, рассматриваемых указанными судами и трибуналами на национальном уровне.