Кому станет легче от реформирования налоговой системы?

22:01, 29 августа 2014
Газета: 33 (251)
Отменяются 6 видов сборов, 3 из которых являются местными, а еще 13 видов налогов и сборов планируется объединить в 5...
Кому станет легче от реформирования налоговой системы?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Богдан Верозуб,
«Судебно-юридическая газета»

На сегодняшний день бизнес находится в крайне тяжелых условиях с точки зрения не только развития, но и безопасного существования. Исходя из сложной политической и экономической ситуации в стране, множество учреждений столкнулись с такими кризисными явлениями, как убыточность, сокращение производства, потеря рынков сбыта, что автоматически означает прекращение инвестиций в развитие предприятий и негативно сказывается на экономике в целом. Решить эту проблему самостоятельно бизнес не в силах, поэтому государство решило сыграть свою роль в этом – улучшить законодательную базу в сфере налогообложения. Как результат, на заседании Кабмина состоялась презентация Концепции реформирования налоговой системы.

Направления концепции

Концепция предусматривает сокращение количества налогов и сборов (в частности, отмену сборов за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства), а также на финансовую децентрализацию, реформирование налога на прибыль, зарплатных налогов, изменения в администрировании налогов и создание Службы финансовых расследований. Все это в итоге должно привести к уменьшению налогового давления на представителей бизнеса, способствовать максимальному привлечению инвестиций и остановить отток капитала из Украины.

Но при этом Концепция не содержит целей, которые должны быть достигнуты при ее внедрении, что делает невозможным прогнозирование сроков ее осуществления и ожидаемых правительством конечных результатов. Отсутствуют в Концепции и положения, направленные на стимулирование развития инвестиционной деятельности, содействие развитию малого и среднего бизнеса, а также приоритетных отраслей экономики, которые государство, кстати, должно немедленно определить и разработать соответствующие государственные программы.

Что не выходит?

Отметим, что 27 августа с. г. данная Концепция подверглась широкому обсуждению в ходе заседания Экономического совета общественных организаций, отраслевых ассоциаций и организаций работодателей в Украинском союзе промышленников и предпринимателей при участии председателя Государственной фискальной службы Украины Игоря Билоуса.

Одной из первых интересных особенностей Концепции, на которой хотелось бы заострить внимание, является сокращение количества налогов и сборов – из 22 имеющихся ранее их планируется оставить всего лишь 9. Отменяются 6 видов сборов, 3 из которых являются местными, а еще 13 видов налогов и сборов планируется объединить в 5. Впрочем, эксперты отмечают, что назвать такие изменения реальным сокращением налогового давления достаточно непросто. Непонятным остается и мотив трансформации 13 видов налогов – каких существенных изменений стоит ожидать, если изменится только название, а ставки и порядок налогообложения сохранятся?

По мнению участников встречи в УСПП, отмена сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства фактически приведет к приостановлению государственной программы развития сельского хозяйства в этой области, в частности, предприятия перестанут получать компенсацию затрат в этой сфере от государства.

Аграрный сектор тоже не останется вне зоны действия всесильной «руки реформирования» – правительство решило, что данный сектор экономики уже благополучно развился и достаточно окреп. Здесь планируется внедрить дополнительные критерии, превышение которых обяжет аграриев перейти на общую систему налогообложения с потерей права пользоваться ФСН и спецрежимом НДС. В частности, этого права лишают при превышении уровня годовой выручки в 20 млн грн и наличии более свыше 3 тыс. га площади сельхозугодий. Это ограничение фактически будет означать, что все большие и средние сельскохозяйственные товаропроизводители будут лишены какой-либо государственной помощи, что полностью противоречит европейской практике и может негативно повлиять на конкурентоспособность отечественных предприятий на европейском рынке.

Реформирование зарплатных налогов также вызывает некоторые вопросы. В связи с тем, к примеру, что предложенное снижение ставок ЕСВ все ровно оставляет их одними из самых высоких в Европе. Концепцией предложено 6 моделей, которые устанавливают прогрессивную шкалу налогообложения, но по сути, являются увеличением фискального давления на физлиц. Среди основных негативных последствий реформирования зарплатных налогов можно отметить следующие:

1. Нагрузка на частных предпринимателей по ЕСВ увеличится с 34,7% до 37% или 41% в зависимости от модели, по НДФЛ – с 15–17% до 25%.

2. Сотрудники предприятий, оформленные частными предпринимателями на едином налоге, не будут заинтересованы в легализации.

3. Прогрессивная шкала не мотивирует увеличение зарплат и усложняет администрирование налога.

4. При низком уровне зарплаты налоговое давление увеличивается.

Кроме того, с 5% до 15% предлагается увеличить ставку НДФЛ на доходы физлиц в виде дивидендов, за счет чего правительство надеется дополнительно привлечь в бюджет около 1,5 млрд грн. Но учитывая, что выплата дивидендов осуществляется от суммы прибыли, которая осталась после налогообложения, применение унифицированных ставок к доходам в виде дивидендов поставит инвесторов в невыгодное положение в сравнении с другими гражданами, получающими доходы в виде заработной платы. Это касается в первую очередь внутренних инвесторов, что неприемлемо в сложившихся условиях.

Позитивным моментом Концепции эксперты считают создание Службы финансовых расследований. Бесспорно, такой орган просто необходим современному государству. Но без реформы взаимоотношений между правоохранительными органами и бизнесом, концентрации всех функций досудебного расследования и оперативной деятельности в одних руках заветная служба превратится в мощный механизм давления на бизнес и граждан, который, к тому же, будет абсолютно неконтролируем обществом.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП

– Любая концепция улучшения налогового законодательства начинается с определения цели. В данной концепции есть несколько целей, но они все размыты. Бизнес хотел бы получить, в первую очередь, возможность выжить, затем расширить производство, привлечь инвестиции и таким образом не только за счет кредитов, а и за счет прямых инвестиций начать расти. Для него важнее всего, чтобы стимулировалось экономическое развитие. И мне кажется, что как раз на этом необходимо сконцентрировать внимание. Если мы сместим акценты на эту часть, государство и бизнес действительно получат от этого дивиденды. А что мы видим на самом деле? – По большому счету, увеличение налоговой нагрузки. Т. е. вместо того, чтобы в некоторых местах снижать налоговую нагрузку за счет других источников, она только увеличивается.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді