Дорога ценою в жизнь

17:08, 19 сентября 2014
Газета: 36 (254)
Депутаты предложили определить методику оценивания потерь пострадавших, а также расследования причин ДТП...
Дорога ценою в жизнь
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Украинские дороги по-прежнему уносят огромное количество человеческих жизней. Сотрудники ГАИ винят в этом водителей, которые не соблюдают правила дорожного движения, а водители – состояние дорог и несовершенное законодательство. Пешеходы же жалуются на низкую правовую культуру автовладельцев и высокую коррумпированность сотрудников ГАИ. В то же время, статистика подводит итоги и заключает: виновны все.

Так, за 8 месяцев 2014 г. только на территории Киева зарегистрировано 1146 дорожно-транспортных происшествий по разным причинам, в которых 135 человек погибли и 1298 получили травмы. Безусловно, такие высокие цифры нельзя оставить без внимания, тем более, что та же статистика гласит: число жертв на отечественных дорогах в разы больше, чем в Европе. Главная причина печальной статистики, по словам экспертов, заключается в отсутствии прогресса в качестве дорожно-ремонтных работ и работ, направленных на расширение дорожной сети и инфраструктуры Украины. Однако причины кроются также в отсутствии механизмов, направленных на безопасность дорожного движения, и в несовершенном законодательстве.

Изменить статистику в лучшую сторону попытались парламентарии. 16 сентября с. г. в Комитете Верховной Рады по вопросам транспорта и связи состоялся круглый стол по обсуждению законопроекта №4927 о внесении изменений в Закон «О дорожном движении» относительно основных принципов государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. Авторами законопроекта выступили группа народных депутатов и представители общественности. В результате их совместной работы появился документ, в котором, кроме прочего, предлагается разграничение полномочий органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Целью осуществления государственной политики в данной сфере предлагается определить (с учетом передовых мировых законодательных практик и целей, определенных в Глобальном плане ООН) снижение уровня смертности, травматизма и инвалидности в результате ДТП.

Встречаем новшества

Документом, прежде всего, предлагается расширить понятийную базу действующего Закона «О дорожном движении». Кроме того, впервые за время независимости Украины на уровне закона предусматривается определить: 1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения; 3) соблюдение интересов граждан, общества и государства в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности; 4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Также планируется дополнить действующий Закон нормой, определяющей ряд терминов. Это, по мнению экспертов, даст возможность четко утвердить методику оценки потерь от ДТП для выявления экономических убытков государства, методику определения цены жизни и здоровья пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, а также методику расследования причин ДТП.

Согласно разработанному законопроекту, дорожно-транспортное происшествие – это событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб. Дорожно-транспортный травматизм – совокупность травм, которые привели к причинению вреда здоровью или смерти участника дорожного движения в результате ДТП.

Но самым значительным новаторством стало, пожалуй, определение, которое призвано оценить (дословно) стоимость человеческой жизни. Так согласно ст. 1-1 законопроекта, стоимость среднестатистической жизни – это выраженная в денежной форме стоимость жизни физического лица. Она измеряется путем определения чистой обоснованной стоимости тех выгод, которые другие физические лица (муж, жена, иждивенцы, партнеры, работодатели) и государство могли бы ожидать от будущих усилий лица, стоимость жизни которого подлежит оценке.

Оценки и прогнозы

Надо сразу отметить, что данный законопроект был позитивно оценен специалистами, и все однозначно ожидают от него положительного эффекта. Согласно выводам международных экспертов, принятие этого законопроекта будет способствовать улучшению состояния безопасности дорожного движения в государстве в целом.

Сейчас в мире наблюдается прогресс в законодательстве о безопасности дорожного движения. Обновление соответствующих законов произошло в 35 странах мира. К сожалению, Украина является одной из постсоветских стран (наряду с Таджикистаном), которые значительно отстали в развитии законодательства по безопасности дорожного движения по сравнению с другими странами бывшего СССР, такими как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Беларусь. Поэтому принятие предложенного законопроекта, по прогнозам парламентариев и общественности, станет важным шагом в приближении действующего законодательства Украины к лучшим мировым стандартам.

Однако надо понимать, что для изменения ситуации к лучшему необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, научного сообщества, СМИ и общества в целом. Соблюдение правил дорожного движения, основ безопасного поведения и культуры на дороге, взаимопомощь – это базовые основы безопасной и комфортной обстановки на дорогах, которые трудно закрепить законодательно. И это должен понимать каждый из нас.


Согласно ст.1-1 законопроекта №4927, стоимость среднестатистической жизни – это выраженная в денежной форме стоимость жизни физического лица. Измеряется она путем определения чистой обоснованной стоимости тех выгод, которые другие физические лица (муж, жена, иждивенцы, партнеры, работодатели) и государство могли бы ожидать от будущих усилий лица, стоимость жизни которого подлежит оценке


Согласно Международному рейтингу смертности в результате дорожно-транспортных происшествий для всех стран Европы, при составлении которого использованы базы данных ВОЗ, Всемирного банка, ЮНЕСКО и отдельные базы данных стран в области здравоохранения и причин смертности, Украина занимает I место в Европе по смертности в результате дорожно-транспортных происшествий

ВОО «Ассоциация безопасности дорожного движения», Киев, 2014


Словарь законопроекта №4927

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на устранение причин и условий возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий, систематическое выявление, оценку, предупреждение и устранение факторов риска, приводящих к дорожно-транспортному травматизму.

Факторы риска – условия и обстоятельства, увеличивающие вероятность получения травм или гибели людей в результате ДТП. К таким факторам относятся, в частности, объективные (неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, сложные погодные условия, уровень безопасности на дорогах и т. п.) и субъективные (состояние опьянения, нарушение ПДД).


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Руслан Сольвар, народный депутат Украины

– Основная причина, которая побудила нас разработать изменения в Закон «О дорожном движении» – это отсутствие единого унифицированного подхода к формированию государственной политики в вопросах безопасности дорожного движения. Действующее на сегодня законодательство в данной сфере несовершенно и не соответствует международным стандартам. Можно смело сказать, что впервые за время независимости Украины авторы законопроекта на законодательном уровне предложили свое видение основных принципов государственной политики по вопросам безопасности дорожного движения.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду