Выборы в судах

19:17, 17 октября 2014
Газета: 40 (258)
Как судебные инстанции готовятся к рассмотрению избирательных споров
Выборы в судах
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

В июне с. г. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что, поддерживая стремление общества к полному обновлению власти, он намерен объявить досрочные парламентские выборы. «Как Президент гарантирую, что выборы пройдут честно, демократично и прозрачно и станут такими же образцовыми, как выборы Президента в этом году», – отметил он в ходе обращения к украинскому народу и назначил дату выборов на 26 октября 2014 г.

Нынешние досрочные выборы в Верховную Раду, как и предвыборная кампания, проходят в неспокойной обстановке на фоне экономического кризиса. Как никогда, обострено внимание общественности, прессы и европейских наблюдателей к соблюдению законности и порядка в ходе подготовительного к выборам процесса.

7 октября с. г. Высший административный суд Украины, Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) и координатор проектов ОБСЕ в Украине провели круглый стол на тему «Решение избирательных споров: открытие вопросы и текущие вызовы». В ходе мероприятия участники обсудили рекомендации Венецианской комиссии и Бюро демократических институтов и прав человека в отношении избирательного законодательства в Украине, практику Европейского суда по правам человека по вопросам разрешения избирательных споров, а также судебную практику по рассмотрению избирательных споров судами Украины.

Открывая работу круглого стола, заместитель председателя ВАСУ, секретарь пленума ВАСУ Михаил Смокович отметил, что данное мероприятие является чрезвычайно актуальным, так как будущее Украины будет во многом завесить от того, кого украинцы выберут в парламент. Совсем не случайно Высший административный суд Украины стал главным участником круглого стола. Система административных судов рассматривает избирательные споры с момента своего возникновения. Все это время суды сталкивались с разными проблемами: то общество бросает новые вызовы, то избирательное законодательство постоянно и разнопланово меняется, что говорит о его нестабильности. К примеру, изменения в законодательство о выборах Президента Украины за последнее время вносились 7 раз.

Плата за кандидата

Оживленный интерес в ходе мероприятия вызвали вопросы, касающиеся европейской практики разрешения споров в этой сфере, а также норм европейского законодательства в области избирательного права. На возникшие вопросы отвечал, кроме прочих, и координатор проектов ОБСЕ в Украине Вайдотас Верба. Он согласился с мнением выступающих, которые утверждали, что для многих украинских кандидатов сумма залога является непомерно высокой, и отметил, что нужно пересмотреть депозит (залог), поскольку он может отпугнуть мелкие политические партии.

Внесение денежного залога на выборах в Украине существует не так давно. Еще 10 лет назад вместо него действовал сбор подписей за кандидатов, который требовал не только оплаты работы сборщиков подписей кандидатами, но и сводил с ума избиркомы, которым нужно было проверять списки на предмет «липовых» автографов. В конце концов жизнь комиссиям облегчили, заменив подписи залогом. Его использовали во время двух последних парламентских избирательных кампаний и во время выборов Президента в 2010 г.

На сегодня плата за фамилию в бюллетене равна 2000 минимальных зарплат для партий и 12 минимальных зарплат – для кандидатов, т. е., соответственно, более 2 млн грн в первом случае и более 13 тыс. грн во втором. «Залог является положительным моментом, если он не дискриминирует граждан и в то же время не составляет 1 грн. Это требование Совета Европы – чтобы залог не закрывал для граждан возможности баллотироваться. В Украине с этим все в порядке», – заявлял экс-глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Однако в ходе круглого стола г-н Верба не согласился с этим утверждением и сообщил, что, например, в Британии такой взнос составляет 1200 евро. С учетом того, что для многих граждан это ежемесячный заработок, выходит, что в Британии попытаться попасть в парламент может каждый, в отличие от украинцев.

Нужно отметить, что вопрос залоговой суммы вызвал оживленный интерес участников круглого стола. Было замечено, что поскольку государство выделяет из бюджета немалую сумму на проведение выборов, было бы справедливо, чтобы и ЦИК несла материальную ответственность в спорных случаях. Некоторые участники прошлых выборов отметили, что за довольно большую залоговую сумму кандидатам даже не распечатали их предвыборные программы, которые должны были быть на каждом избирательном участке.

Рекомендации Европы

Эксперт Совета Европы Оуен Мастерс озвучил некоторые предыдущие рекомендации Венецианской комиссии и ОБСЕ, которые касались принятия Избирательного кодекса, изменения процедур регистрации кандидатов в депутаты, финансирования избирательной кампании, беспристрастности избирательной комиссии, порядка обжалования. Также в ходе своего выступления эксперт отметил, что предыдущие внеочередные президентские выборы отвечали всем международным требованиям, однако Венецианская комиссия и ОБСЕ сделали замечания относительно процедуры регистрации кандидатов. Европейские эксперты считают, что одно из условий, которое обязывает будущего кандидата проживать в Украине не мене 5 лет, слишком строго и должно быть пересмотрено. О. Мастерс также отметил, что залоговая сумма для кандидатов слишком высока, а поскольку каждый человек имеет право выдвигать свою кандидатуру на выборах, это условие также требует пересмотра.

Надо отметить, что не все рекомендации Украина готова принять, прежде всего, в силу уже сложившейся национальной практики, а также нынешней политической обстановки в стране. В частности, одна из рекомендаций европейских экспертов гласит: не запрещать иностранцам принимать участие в предвыборной кампании и, соответственно, проводить агитацию, поскольку такой запрет нарушает право на волеизъявление для иностранцев. Однако, как справедливо заметили национальные эксперты, в сегодняшних реалиях учесть данную рекомендацию нет возможности, поскольку Украина испытывает агрессию со стороны соседнего государства.


«В Британии взнос составляет 1200 евро. С учетом того, что для многих граждан это ежемесячный заработок, выходит, что в Британии попытаться попасть в парламент может каждый, в отличие от украинцев», – координатор проектов ОБСЕ в Украине Вайдотас Верба


«От последних президентских выборов, которые прошли в Украине, у международных наблюдателей-экспертов сложилось хорошее впечатление. Замечаний, в частности, к составлению списков избирателей, не было. Однако возник вопрос относительно сроков. Наблюдателям показалось, что срок в 8 дней недостаточен для того, чтобы избиратель проверил, есть ли он в списке и, тем более, для того, чтобы внести изменения, если таковые потребуются. Кроме того, необходимо максимально упростить процедуру обжалования. Орган, который принимает жалобы как от кандидатов, так и от избирателей, должен работать максимально быстро и эффективно, а его решения должны быть справедливыми и такими, которые обеспечивают равные возможности для избирателей и кандидатов. Также наблюдатели должны присутствовать во время рассмотрения дел», – эксперт Совета Европы Оуен Мастерс


Сколько споров в судах

В целом с начала избирательной кампании в Киевский апелляционный административный суд как суд первой инстанции поступило около 240 дел, связанных с обжалованием решений, действий или бездеятельности Центризбиркома. Около 230 из них касаются отказа в регистрации кандидатов в народные депутаты.

При этом в Высший административный суд Украины как апелляционную инстанцию поступило 165 дел. 70 из них рассмотрено, и приблизительно в 2/3 случаев суд подтверждает решение первой инстанции.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Михаил Смокович, заместитель председателя Высшего административного суда Украины

– Административное судопроизводство в Украине существует с 2005 г., однако избирательное законодательство не является до совершенным, стабильным, унифицированным и гармоничным. В этой связи имеется неодинаковое понимание избирательного законодательства, и избирательные конфликты решать подчас достаточно сложно. Поэтому мы проводим мероприятия по получению методической помощи от наших партнеров – европейских и международных институций. Украина – молодое государство, избирательное законодательство постоянно должно обновляться. Кроме того, нет четкой определенности в вопросе избирательной системы, которая должна работать в Украине. Именно поэтому нам необходим опыт европейских стран.

Вайдотас Верба, координатор проектов ОБСЕ в Украине

– Я порекомендовал бы украинцам воспринимать выборы не как вызов, а как возможность изменить систему к лучшему. Я пожелал бы сил в реализации этих возможностей. Ближайшие парламентские выборы будут очень важными, ведь международная общественность ожидает, что новый парламент будет готов к реформаторским изменениям в стране.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва