В Уголовном кодексе теперь две статьи 286-1: чудеса законодательной техники

14:33, 17 марта 2021
Верховная Рада дополнила УК еще одной статьей 286-1 об ответственности за пьяное вождение, которая уже там была: теперь в Уголовном кодексе две статьи с одним номером.
В Уголовном кодексе теперь две статьи 286-1: чудеса законодательной техники
Источник фото: ОП
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховная Рада 16 февраля 2021 года приняла закон об ужесточении ответственности за пьяное вождение (законопроект 2695).

Этим законом Уголовный кодекс дополнили статьей 286-1, которая существовала в нем и до этого. Таким образом, в УК теперь две статьи с одинаковым номером, но разным содержанием:

«Стаття 286-1. Керування транспортними засобами в стані алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції»

«Стаття 286-1. Порушення правил безпеки дорожнього руху або експлуатації транспорту особами, які керують транспортними засобами в стані сп’яніння»

«Судебно-юридическая газета» 17 февраля опубликовала материал под названием «Чудеса законодательной техники: Рада дополнила УК статьей 286-1, которая уже там есть».

Однако в Офисе Президента, очевидно, не обратили внимания на такую коллизию, и Зеленский подписал закон 12 марта. А 17 марта он вступил в силу.

Как из данной ситуации теперь будут выходить суды и правоохранительные органы, пока неясно.

Как так вышло?

16 февраля Верховная Рада приняла как закон законопроект 2695 об изменении порядка привлечения водителей к ответственности и увеличении штрафов за нарушение ПДД. Этот закон, как заявлено, направлен на борьбу с пьянством на дорогах, однако касается и других аспектов.

При этом данный закон был призван решить коллизию, которая образовалась еще летом 2020 года со статьей 130 КпАП и статьей 286-1 УК.

Напомним, что проблемы возникли из-за манипуляций законодателя, который сначала ввел в Уголовный кодекс ответственность за нетрезвое вождение, а затем – убрал обратно в Кодекс об админправонарушениях (впрочем, как выяснилось, «не совсем» убрал – о чем пойдет речь дальше).

Итак, 1 июля вступал в силу Закон №2617-VIII о внедрении уголовных проступков, которым вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических средств криминализировалось. Вместо административного наказания по статье 130 КоАП правонарушение перемещалось в разряд уголовных проступков, в связи с чем в УК с 1 июля появлялась новая статья 286-1.  

Однако еще до вступления в силу нового закона парламентарии передумали и 17 июня 2020 года приняли еще один закон №720-IX. Этим законом, по мнению парламентариев, они вернули состав нарушения из Уголовного кодекса обратно в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Возможно, планировалось, что Президент Зеленский подпишет эти изменения еще до вступления в силу закона об уголовных проступках, т. е. до 1 июля 2020-го и таким образом, никаких преобразований в этой части в текстах КоАП и Уголовного кодекса не произойдет.  

При этом законодатели решили написать в Переходных положениях к новому закону № 720-IX, что он вступает в силу одновременно с законом об уголовных проступках, то есть с 1 июля 2020. Этим они как бы постарались «исправить ошибку», чтобы между действием закона о проступках и закона, принятого «вдогонку», не было промежутка, и «нетрезвый состав» не передвигался из статьи 130 КоАП в разряд уголовных проступков (286-1 УК).

Но Владимир Зеленский подписал закон № 720-IX не до 1 июля, а 2 июля, а опубликован в «Голосе Украины» он был 3 июля 2020-го. Соответственно, изменения вступить в силу с 1 июля – задним числом – уже никак не могли.

Что сказали в Верховной Раде

Итак, со вступлением в силу 1 июля 2020 года закона об уголовных проступках в тексте статьи 130 Кодекса об административных правонарушениях исчезло упоминание о «нетрезвом составе» для водителей автомобилей, а в Уголовном кодексе появилась статья 286-1 УК «Керування транспортними засобами в стані алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції». То есть ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения криминализировалась.

На это обратили внимание и суды.

Ситуацию решил «прикрыть» своим разъяснением Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности. Там написали, что статья 286-1 УК исключена, а статья 130 КоАП вовсе не изменилась.

«Комітет вважає, що Закон № 720-IX (о том, чтобы вернуть «нетрезвый состав» из УК обратно в КоАП – прим. ред.) набрав чинності 3 липня 2020 року, а саме в день його опублікування.

У зв’язку з набранням чинності 1 липня 2020 року Законом № 2617-VIII, відповідальність за керування транспортними засобами в стані алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння... була закріплена у статті 286-1 «Керування транспортними засобами в стані алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції» України, а статтю 130 КУпАП було змінено.

Однак Законом України № 720-IX внесено зміни до Закону № 2617-VIII, відповідно до яких із Закону № 2617-VIII вилучені положення, які змінювали статтю 130 КУпАП та включали до КК України статтю 286-1.

…Комітет вважає, що з 3 липня 2020 року стаття 130 КУпАП підлягає застосуванню в редакції, що діяла до набрання чинності Законом № 2617-VIII, а стаття 286-1 КК України виключена», — написал глава Комитета Денис Монастырский в разъяснении.

Однако на сайте Верховной Рады в «Базе законодательства Украины» не было того, о чем пишет в своем разъяснении Комитет.

Статья 286-1 УК по-прежнему оставалась в УК, а статья 130 КоАП касалась управления суднами, а не автомобилями. А суды, как известно, не могут руководствоваться разъяснениями комитетов Верховной Рады, если текст кодекса говорит иное. 

Подробнее о том, как на такие преобразования отреагировали в судах можно прочитать в блоге судьи Орджоникидзевского районного суда города Мариуполя Артема Щербины о т. н. «алкогольной амнистии».

Кроме того, эту ситуацию и последствия для судебной практики в своем блоге «Актуальні питання застосування положень статті 130 КупАП щодо керування транспортними засобами особами, які перебувають у стані сп’яніння» описывал судья Хмельницкого апелляционного суда Сергей Бережной.

Также соответствующие перипетии комментировал нашему изданию глава Кассационного уголовного суда Верховного Суда Станислав Кравченко.

Как «урегулировали ситуацию» новым законом

Итак, 16 февраля 2021 года Верховная Рада, наконец, смогла принять законопроект 2695, который по-новому излагает статью 130 КоАП и статью 286-1 Уголовного кодекса.

Так, «криминальный характер» управление транспортным средством в состоянии опьянения будет приобретать в случае причинения телесных повреждений (начиная от средней тяжести) или смерти потерпевшего. В таком случае деяние будет квалифицироваться по 286-1 УК.

За «просто» вождение в состоянии опьянения водитель будет нести ответственность, начиная от штрафа в 17 тысяч грн с лишением права на управление авто на год.

При этом примечательно, что законодатели написали в тексте закона ко второму чтению именно «доповнити (КК) статтею 286-1».

Таким образом, буквально следуя тексту нового закона, в УК и появились сразу две статьи 286-1.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва