Административный суд вынес частное определение относительно привлечения должностных лиц ТЦК к ответственности

09:22, 1 октября 2025
Среди прочего, суд установил, что ТЦК на основании фактически не существующего электронного обращения внес в Реестр «Оберег» сведения о нарушении мужчиной правил воинского учета без направления повестки о вызове в ТЦК, то есть, без соблюдения установленной процедуры.
Административный суд вынес частное определение относительно привлечения должностных лиц ТЦК к ответственности
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Днепропетровский окружной административный суд 18 сентября 2025 года постановил частное определение относительно нарушения должностными лицами ТЦК требований законодательства, которые содержат признаки дисциплинарного проступка.

Данное частное определение было направлено в ТЦК высшего уровня для принятия мер – инициирования служебной проверки и привлечения должностных лиц ТЦК низшего уровня к дисциплинарной ответственности.

О принятых мерах ТЦК высшего уровня должен сообщить суду в месячный срок после привлечения виновных должностных лиц ТЦК к дисциплинарной ответственности или после завершения служебной проверки.

Также суд предупредил ТЦК высшего уровня, что невыполнение частного определения является основанием для привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 185-6 Кодекса об административных правонарушениях или к уголовной ответственности в соответствии со статьей 382 Уголовного кодекса.

Обстоятельства дела

В июне 2025 года мужчина обратился в суд с административным иском, в котором просил признать противоправными действия ТЦК, которые заключались во внесении в Единый государственный реестр военнообязанных «Оберег» данных о нарушении им правил воинского учета, а также обязать ТЦК исключить из Реестра соответствующие данные.

Решением Днепропетровского окружного административного суда от 18 сентября 2025 года по данному делу №160/16169/25 иск был удовлетворен полностью.

В то же время, в соответствии с требованиями статьи 249 Кодекса административного судопроизводства суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения закона, может постановить частное определение и направить его соответствующим субъектам властных полномочий для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона. В случае необходимости суд может постановить частное определение о наличии оснований для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности лиц, решения, действия или бездействие которых признаются противоправными.

Так, во время судебного рассмотрения данного дела, в частности, определением суда от 2 июля 2025 года у ТЦК были истребованы копии следующих документов, необходимых для рассмотрения дела, а именно:

  • копия электронного обращения ТЦК в Криворожское РУ ГУНП в Днепропетровской области от 26.02.2025 относительно нарушения истцом законодательства об обороне и мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • копии всех документов, которые были основаниями для подачи обращения в ГУНП в Днепропетровской области и документов, которые подтверждают нарушение истцом правил воинского учета и внесение в систему «Резерв+» информации о нарушении правил воинского учета истцом.

В соответствии с частями 6-8 статьи 80 КАСУ любое лицо, у которого находится доказательство, должно выдать его по требованию суда. Лица, которые не имеют возможности подать доказательство, которое истребует суд, или не имеют возможности подать такое доказательство в установленные сроки, обязаны сообщить об этом суду с указанием причин в течение 5 дней со дня вручения определения. В случае несообщения суду о невозможности подать доказательства, истребованные судом, а также за неподачу таких доказательств без уважительных причин, суд применяет к соответствующему лицу меры процессуального принуждения, определенные КАСУ.

В свою очередь, ТЦК упомянутые выше истребованные доказательства не предоставил, о причинах невозможности их предоставления суду не сообщил.

Следовательно, суд приходит к выводу, что в данном случае, ответчиком – ТЦК – были не предоставлены вышеуказанные доказательства, истребованные судом без уважительных причин, что свидетельствует о нарушении последним предписаний частей 6-8 статьи 80 КАСУ.

Кроме того, из содержания отзыва ТЦК на иск судом было установлено, что соответствующее электронное обращение ТЦК о нарушении истцом законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации (фактически оно касалось задержания и доставления истца в ТЦК) от 26.02.2025 было зафиксировано через линию «102» и в письменном виде с квалификационной электронной подписью руководителя ТЦК не формировалось и в полицию не направлялось (такие доказательства ответчиком не предоставлены).

Вместе с тем, суд отмечает, что пунктом 56 Порядка №1487 предусмотрено, что Национальная полиция по обращению районных (городских) ТЦК (которое должно содержать ФИО, адрес задекларированного/зарегистрированного места проживания (пребывания), дату рождения, другие данные (при наличии), предусмотренные статьей 7 Закона «О Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов», основание, уникальный исходящий номер и квалифицированную электронную подпись уполномоченного лица), направленному в виде набора данных путем электронного информационного взаимодействия между Единым государственным реестром призывников, военнообязанных и резервистов и единой информационной системой МВД, осуществляет административное задержание и доставление призывников, военнообязанных и резервистов, которые совершили административные правонарушения, предусмотренные статьями 210, 210-1 КУоАП, в ближайший районный (городской) ТЦК. В случае отсутствия технической возможности передачи данных такие обращения направляются в бумажной форме (приложение 20).

Однако, судом в ходе судебного рассмотрения дела не установлен, а ответчиком не подтвержден факт составления руководителем ТЦК электронного обращения, подписанного уполномоченным лицом квалификационной электронной подписью, по форме, установленной приложением 20 к пункту 56 Порядка №1487.

Учитывая изложенное и то, что соответствующее вышеуказанное электронное обращение руководителем ТЦК о задержании и доставлении истца в ТЦК через нарушение правил воинского учета от 26.02.2025 с наложением на него КЭП в орган полиции не направлялось (таких доказательств ответчиком по требованию суда не предоставлено, определение суда ответчиком было проигнорировано в этой части), суд приходит к выводу, что руководителем ТЦК были нарушены требования пункта 56 и приложение 20 к Порядку №1487.

Указанное нарушение процедуры призыва на военную службу военнообязанных и резервистов, недопустимо в демократическом обществе и противоречит предписаниям п.70-71 решения Европейского суда по правам человека «Рысовский против Украины», а следовательно, не может быть оставлено административным судом без должного реагирования.

Кроме того, также в ходе судебного рассмотрения данного дела судом было установлено, что ТЦК на основании лишь упомянутого электронного обращения (которого фактически не существует) в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов (электронную систему «Оберег») были внесены сведения о нарушении истцом правил воинского учета по состоянию на 2.03.2025 (о чем свидетельствует содержание информации ВОД истца, которая содержится в мобильном приложении Резерв+) без привлечения истца в установленном законодательством порядке к административной ответственности, в частности, без направления повестки о вызове в ТЦК на адрес места жительства истца.

Суд напомнил, что согласно п.27 Порядка № 560 ТЦК обязан направить повестку военнообязанному. В ходе судебного рассмотрения данного дела доказательств соблюдения требований при оформлении повестки и направлении ее на адрес истца средствами почтовой связи ТЦК суду не предоставлено, что свидетельствует о грубом нарушении последним, как субъектом властных полномочий, требований п.п.27,29,30, 30-1, 30-2, 30-3 и п.п.2 пункта 41 Порядка №560.

Суд обращает внимание ТЦК высшего уровня, которому подчиняется ответчик, что в отзыве на иск представитель ответчика, описывая процедуру, установленную законодательством, отметил, что из-за отсутствия финансирования почтовых отправлений, у ответчика отсутствует возможность надлежащим образом, а именно: рекомендованным почтовым отправлением сообщить лицу о дате, времени и месте вызова в ТЦК, что подтверждает тот факт, что ответчиком повестка на адрес истца не направлялась.

Однако, в подтверждение указанных доводов никаких доказательств суду ответчиком предоставлено не было.

По убеждению суда, в описанных выше действиях/бездействии ответчика, его должностных лиц усматривается невыполнение, ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, что является безусловным основанием для инициирования служебной проверки этих обстоятельств и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Принимая во внимание изложенное, описанные выше факты выявления при рассмотрении данного дела судом нарушения ТЦК №1487 и требований приложения 20 к Порядку №1487, пунктов 27, 29, 30, 30-1, 30-2, 30-3, п.п.2 пункта 41 Порядка №560, суд приходит к выводу о наличии обоснованных оснований для постановления частного определения по данному делу в порядке, установленном статьей 249 КАСУ.

При этом, судом учитываются и положения абз.3 п.3 Положения о ТЦК, утвержденного постановлением Кабмина от 23.02.2022 года №154, по содержанию которых предусмотрено, что районные ТЦК подчиняются соответствующему ТЦК АРК, области, городов Киева и Севастополя, на территории ответственности которого они находятся.

Следовательно, учитывая изложенное и то, что ТЦК подчиняется областному ТЦК (Днепропетровская область), указанное частное определение суда направляется для надлежащего реагирования именно в указанный орган.

О принятых мерах по инициированию служебной проверки и привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований предписаний ч.ч.6-8 ст. 80 Кодекса административного судопроизводства Украины, пункта 56 Порядка №1487 и требований приложения 20 к Порядку №1487, пунктов 27, 29, 30, 30-1, 30-2, 30-3, п.п.2 пункта 41 Порядка №560, ТЦК высшего уровня следует сообщить административный суд в месячный срок после привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности или после завершения служебной проверки согласно требованиям ч. 5 ст. 249 КАСУ.

Очевидно, такие нарушения со стороны местного ТЦК в Днепропетровской области не единичны, ведь в другом деле №160/10218/25 суд также постановил частное определение.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Вадим Коротун
    Вадим Коротун
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді