В юристы – по единому экзамену

06:10, 22 августа 2016
Газета: 31-32 (349-350)
Эксперты предлагают принять специальный закон «О юридическом образовании и доступе к юридической профессии»...
В юристы – по единому экзамену
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Юридическая специальность уже много лет держит пальму первенства в выборе абитуриентами будущей профессии. Это касается как бюджетников, так и контрактников. Примечательно, что по данным Министерства образования и науки Украины (далее – МОН) уже традиционно именно среди контрактников наиболее популярной остается специальность 081 «Право» – ее выбирают более 19,3 тыс. абитуриентов, зачисленных в украинские вузы на обучение за средства физических и юридических лиц. Вторую и третью строчки в рейтинге занимают специальности 073 «Менеджмент» и 072 «Финансы, банковское дело и страхование».

Несмотря на лидерскую позицию специальности «Право», вокруг нее продолжаются эксперименты. И одной из новаций, которые предлагаются, является введение для юристов единого внешнего квалификационного экзамена, который после окончания магистратуры будут сдавать все правоведы. Кроме того, эксперты отмечают, что сейчас университеты используют спрос на юридические специальности для заработка, принимая абитуриентов с крайне низкими баллами ВНО. Подобное отношение дискредитирует профессию и может приводить к снижению качества образования. Потребность в механизме, который помог бы решить эти проблемы, возникла уже давно. Более подробно о данном вопросе узнавала «Судебно-юридическая газета».

Один для всех

В начале августа в МОН прошло заседание рабочей группы, в ходе которого эксперты обсудили введение единого внешнего квалификационного экзамена по окончанию вузов для всех правоведов. Предусматривается, что лишь по результатам этого экзамена выпускники смогут получить дипломы и допуск к профессиональной деятельности.

«Сдача единого квалификационного экзамена должна стать первым шагом в доступе к профессии. По результатам этого экзамена должен объявляться конкурс на основные юридические профессии: судья, адвокат, прокурор и нотариус. Сейчас для доступа к судейской профессии есть два экзамена – отборочный и на соответствие квалификационным требованиям. Так вот, этот отборочный экзамен должен заменить единый квалификационный. Допустим, оценивание будет проводиться по 100-балльной системе, и судьи объявляют конкурс на замещение должности судьи и устанавливают, что на этот конкурс могут подаваться выпускники, которые по результатам квалификационного экзамена получили не менее 90 баллов. Будут устанавливаться пороговые баллы и на другие связанные с правом профессии», – отметила член рабочей группы, заместитель председателя Верховной Рады Украины Оксана Сыроид.

Согласно рабочему варианту концепции, заочная форма обучения для юристов должна быть упразднена. Обсуждалось также предложение ограничить количество контрактных мест. Эксперты предлагают установить максимальный порог, чтобы предельное количество контрактников не превышало количество мест госзаказа. Т. е. сначала будет формироваться госзаказ, и его объем станет ориентиром для определения количества контрактников.

Пилотный проект

Планируется, что в основу квалификационного экзамена для юристов ляжет прошедший в этом году пилотный проект вступления на магистратуру по специальности «Право» по технологии ВНО. Напомним, единое тестирование для вступления в магистратуру по данной специальности состоялось 23 июля.

В проекте принимали участие 9 высших учебных заведений: Львовский национальный университет Украины, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Международный университет развития человека «Украина», Национальный технический университет «Киевский политехнический институт», Национальный университет «Одесская юридическая академия», Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого, Одесский национальный морской университет и Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича.

Как утверждают эксперты, введение стандартизированного тестирования для обучения в магистратуре повлияет на качество юридического образования и создаст объективные условия для всех участников вступительной кампании. Так, по мнению первого заместителя министра образования и науки Инны Совсун, тестирование с использованием технологий ВНО позволит решить несколько задач. Во-первых, оно поможет качественно отобрать студентов для продолжения обучения в магистратуре, во-вторых, сделает процесс отбора прозрачным. Третья задача – упрощение процедуры вступления как для высших учебных заведений, так и для абитуриентов. Абитуриент сможет одновременно поступать в магистратуру на специальность «Право» в несколько университетов, которые согласились принять участие в пилотном проекте. И в-четвертых, состоится апробация стандартизированного тестирования на уровне университетской подготовки. «Этот пилотный проект является первым шагом на пути к созданию единого экзамена, успешная сдача которого откроет доступ к профессии», – отметила первый заместитель министра во время представления проекта.

Напомним, что для участия в тестировании для поступления в магистратуру с использованием технологий ВНО абитуриент должен подать документы в приемную комиссию, получить экзаменационный лист и прийти в определенный пункт тестирования (в этом году оно проходило 23 июля). Экзамен состоит из двух блоков – «Право» и «Английский язык». Блок по праву содержит тесты по юридическим дисциплинам и общим правовым компетенциям. Поступающие, которые в высшем учебном заведении изучали другой иностранный язык, могли сдать вступительный экзамен по этому языку.

При поступлении на магистратуру действует общее правило, и абитуриент, участвующий в эксперименте, может подать до 15 заявлений на 5 специальностей. От участвующих в эксперименте абитуриентов, которые поступали в магистратуру на специальность «Право», было зарегистрировано более 3 тыс. заявлений. Приняли участие в тестировании 1 тыс. 878 абитуриентов.

В разрезе реформы адвокатуры

Примечательно, что необходимость создания единой юридической профессии и критерии доступа к ней активно обсуждаются в разрезе реформы адвокатуры. Так, заместитель главы Администрации Президента и координатор Совета по вопросам судебной реформы Алексей Филатов во времяобсуждения ключевых вопросов реформы адвокатуры отметил: «Главными целями реформы являются создание единой самоуправляемой юридической профессии и повышение качества правосудия в целом путем введения единых профессиональных и этических стандартов, единых стандартов ответственности, эффективного обеспечения прав и гарантий адвоката».

В соответствии с предложениями Совета, для доступа к профессии необходимо будет иметь второй (магистерский) уровень юридического образования и не менее 2 лет стажа работы. Причем с 1 января 2018 г. будет засчитываться не любой юридический стаж, а только работа на должности помощника адвоката или помощника судьи. На переходный период для практикующих юристов, не имеющих свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью, доступ к профессии будет упрощен. Предложения также предусматривают отмену стажировки и снижение платы за сдачу адвокатского экзамена.

Национальная ассоциация адвокатов Украины совместно с Советом адвокатов Украины еще в июле 2015 г. подготовили разъяснение о зачислении стажа работы на должности помощника адвоката в стаж работы в области права лица, не получившего полного высшего юридического образования, и о праве на обращение с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена (решение №72 от 4 июля 2015 г.). В этом документе речь идет о том, что согласно ч. 1 ст. 16 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 5.07.2012 адвокат может иметь помощников из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование.

Полное высшее образование – это образовательный уровень, который характеризует сформированность интеллектуальных качеств лица, определяет его развитие как личности и является достаточным для получения квалификации по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра. Аналогичное определение полного высшего образования следует и из содержания п. 2 ч. 2 «Заключительных и переходных положений» Закона «О высшем образовании» от 1.07.2014 (ч. 3 ст. 7 Закона «О высшем образовании» от 17.01.2002).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», адвокатом может быть физическое лицо, которое имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в области права не менее 2 лет, сдало квалификационный экзамен, прошло стажировку (кроме случаев, установленных этим законом), приняло присягу адвоката Украины и получило свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 6 того же закона, стаж работы в области права – это стаж работы лица по специальности после получения им полного высшего юридического образования.

В соответствии с п. 6 р. 2 Порядка допуска к сдаче квалификационного экзамена, Порядка сдачи классификационного экзамена и Методики оценки результатов сдачи квалификационного экзамена для приобретения права на занятие адвокатской деятельностью в Украине, утвержденной решением Совета адвокатов Украины №270 от 17.12.2013, в стаж работы в области права следует засчитывать работу на должностях:

1) судьи, прокурора, следователя, нотариуса;

2) помощника адвоката, помощника судьи или нотариуса;

3) юриста, юрисконсульта, главного юрисконсульта, начальника юридического отдела;

4) в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на должностях, квалификационные требования для занятия которых предусматривают наличие исключительно полного высшего образования по специальности правоведение/правоохранительная деятельность;

5) научно-педагогических или научных работников, осуществляющих обучение, воспитание и профессиональную подготовку в профессионально-технических, высших или последипломных учебных заведениях, если такие должности требуют наличия полного высшего образования по специальности правоведение/правоохранительная деятельность;

6) работников научно-исследовательских учреждений, если их должности требуют наличия полного высшего образования по специальности правоведение/правоохранительная деятельность;

7) на других должностях, которые в соответствии с законом требуют наличия полного высшего образования по специальности правоведение/правоохранительная деятельность.

При возникновении сложностей с отнесением должности лица к работе в отрасли права следует исходить из квалификационных требований должностной инструкции заявителя, а также общих сведений Классификатора профессий ДК 003:2010.

Таким образом, согласно требованиям действующего Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», время работы на должности помощника адвоката может быть зачислено в стаж работы в области права только при условии занятия такой должности в соответствии с установленными требованиями и исключительно после получения полного высшего юридического образования.

Сложности с терминами

Вопрос определения понятий «юридическая профессия» и «профессиональная деятельность в сфере права» эксперты считают дискуссионным. Новацией при внесении изменений в Конституцию Украины в части правосудия, которые недавно были приняты, стало введение термина «юридическая профессия» (ст. 131). Есть в Конституции и понятие «профессиональная деятельность в сфере права». Однако, по словам экспертов, ни Конституция, ни один другой нормативно-правовой акт не дают определения этих понятий, поэтому на практике могут возникать сложности с тем, чем является «юридическая профессия» и кто именно должен иметь «опыт профессиональной деятельности в сфере права».

«Логичнее обратиться к Государственному классификатору должностей и профессий, содержащему р. 242 «Профессионалы в области правоведения, прокурорского надзора, правосудия и правоохранительной деятельности». Однако там объединен широкий круг юридических профессий из разных сфер: правоохранительной, правоприменительной и т. п., поэтому, например, лицо, проработавшее 5 лет на должности специалиста-взрывника (подраздел 2423 «Профессионалы в области правоохранительной деятельности»), теоретически может претендовать на должность судьи. Зато подраздел 2422 «Судьи» содержит только понятие «судья» без упоминаний о помощниках судей, секретарях суда и судебных заседаний, что может стать серьезным препятствием для них», – отметил директор Центра верховенства права Украинского католического университета Иван Городиский.

Чтобы выйти из этой ситуации, эксперты предлагают принять специальный закон «О юридическом образовании и доступе к юридической профессии» или внести соответствующие определения в законы «О Высшем совете правосудия», «О Конституционном Суде Украины», «О судоустройстве и статусе судей» и др. при необходимости.

Еще одним шагом, который позволит обеспечить единое и беспрекословное понимание этих понятий, по мнению экспертов, является внедрение единого государственного квалификационного экзамена выпускников юридических школ, прохождение которого открывало бы путь к работе в профессиональной юридической сфере. Эту идею поддерживает, в частности, один из идеологов реформы высшего юридического образования в Украине, член Высшего совета юстиции Андрей Бойко.

Очевидно, к мнению экспертов решили прислушаться – о необходимости введения единого внешнего квалификационного экзамена для юристов заговорили на государственном уровне. С учетом того, что эту идею лоббируют на уровне Министерства образования и науки Украины и руководства Верховной Рады, вероятность ее реализации в скором времени достаточно велика.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Сергей Петухов, заместитель министра юстиции по вопросам европейской интеграции

– Ввести единый экзамен для всех юристов считаю уместным. Такая система уже действует для медицинских работников. Насколько мне известно, есть единый экзамен для врачей, в случае несдачи которого они не могут получить доступ к профессии. Так же должно быть и у юристов, поскольку это достаточно важная специальность, которая предусматривает доступ к профессиям судьи, прокурора, адвоката, нотариуса – тех людей, которые определяют права граждан, соблюдение справедливости в стране. Должен быть единый объективный экзамен, который подтверждал бы, что люди получили необходимые знания, которые позволят им осуществлять эту деятельность.

Виктор Короленко, координатор рабочей группы по реформированию адвокатуры и смежных институтов при Совете по вопросам судебной реформы при Президенте Украины

– Пока в этом направлении есть только идеи. В проектах изменений в законодательство внедрение концепции единой юридической профессии пока не закладывается. Над этим ведется работа. Есть определенные исследования по этому вопросу, но пока рано говорить и том, чтобы был единый экзамен для всех юристов, скажем, уже в следующем году. Я имею в виду, чтобы прокуроры, адвокаты и другие представители юридических профессий сдавали в одном месте по единому содержанию экзамен и обретали право доступа к профессии. Хотя, как известно, подход с единым экзаменом и допуском к профессии очень распространен в странах общего права, таких как США, Канада и др.

Насколько мне известно, А. Филатов уже высказывался о доступе к профессии адвоката – унифицированной юридической профессии по представительству интересов государства как для прокуроров, так и для адвокатов. Сейчас речь идет о некоторых изменениях доступа к профессии для адвокатов. Основные изменения в данном аспекте заключаются в том, что предлагается внедрить доступ к профессии с обязательным стажем помощника адвоката вместо того, что сегодня есть требование об обязательном наличии стажа в сфере права, но со стажировкой после успешной сдачи экзамена. Это будет унифицированный экзамен по типу ВНО. Также разрабатывается вопрос относительно того, каким образом будет организовываться сдача и принятие экзамена, как будет приниматься решение о его успешной сдаче – в национальных органах адвокатского самоуправления или на местах и т. д.

Инна Рафальская, председатель Совета адвокатов Киева

– На данный момент есть несколько предложений. Адвокатура уже получила через собственное саморегулирование и через делегированные государством функции право на решение вопроса допуска к профессии. В одном из законопроектов, которые обсуждаются адвокатским сообществом, речь идет о том, что этот экзамен должен быть централизованным. Т. е. не надо делать допуск к профессии в разных регионах, а нужно сделать его в одном месте. К примеру, Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия может решать этот вопрос проведением тестирования, собеседования или другим путем.

И есть еще одно предложение, касающееся лиц, которые заканчивают обучение в магистратуре – чтобы они могли одновременно сдавать академический адвокатский экзамен. Потому что сейчас мы имеем именно академический экзамен при приеме в адвокатуру, а не практический. Не надо отделять его от тех государственных экзаменов, которые сдает студент – его можно сдать и в вузе, это тоже уместно.

Руслан Арсирий, член Совета судей Украины, судья Окружного административного суда Киева

– Я только недавно услышал об этом нововведении. По моему мнению, это приведет к ухудшению качества образования для тех, кто будет получать баллы за такой экзамен. В условиях сегодняшнего уровня образования нет таких специалистов, которые соответствовали бы той высокой планке, которую перед ними поставили. Нужно реально смотреть на вещи. Сейчас те требования, которые выдвигаются к новым адвокатам, судьям, нотариусам, по моему мнению, несколько завышены. Ведь мы уже видим, что произошло с профессией судьи – нет кадров, которые могут заполнить вакантные должности. Та же ситуация с нотариусами. Как известно, Министерство юстиции недавно провело конкурс для нотариусов, но его практически никто не прошел. Такое образование, что поделать! Правовая страна с передовым образованием и промышленным производством постепенно переходит к статусу большой аграрной страны.


«Сдача единого квалификационного экзамена должна стать первым шагом в доступе к профессии. По результатам этого экзамена должен объявляться конкурс на основные юридические профессии: судья, адвокат, прокурор и нотариус. Допустим, оценивание будет проводиться по 100-балльной системе, и судьи объявляют конкурс на замещение должности судьи и устанавливают, что на этот конкурс могут подаваться выпускники, которые по результатам квалификационного экзамена получили не менее 90 баллов. Пороговые баллы можно будет устанавливать и на другие связанные с правом профессии», – вице-спикер ВР Оксана Сыроид


«Этот пилотный проект является первым шагом на пути к созданию единого экзамена, успешная сдача которого откроет доступ к профессии», – первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун


Международный опыт

Великобритания. Поступать на юридические факультеты можно на базе общего среднего образования. Высшие учебные заведения Великобритании делятся на несколько видов: колледжи, институты, университеты. Высшее юридическое образование является платным. Вступительные экзамены отсутствуют. Ежегодный набор студентов небольшой – до 100 человек. Этим объясняются возможности широкого использования индивидуальных форм работы со студентами. Абитуриента оценивают индивидуально и целостно, используя всю имеющуюся информацию. Так, в Лондонском университете преподаватель работает по индивидуальному плану не более чем с 10 студентами, в Оксфордском – не более чем с 3. Обучение на юридических факультетах на базе среднего образования продолжается 3–4 года. Из юридических школ страны ежегодно выпускаются около 13 тыс. человек. К сожалению, статистический учет количества поступающих Великобритания не ведет.

Франция. Общей предпосылкой для доступа к высшему юридическому образованию является завершенное среднее образование. Направление подготовки в средней школе должно соответствовать специализации в высшем учебном заведении. Обязательна предварительная запись на факультет. Выбирают абитуриентов на основе конкурса досье кандидатов (дипломов и оценок). Общая профессиональная подготовка длится 5 лет: 3 года на уровне лиценциата и еще по одному – на уровне Master 1 (специальное высшее образование) и Master 2 (углубленное высшее образование). Ежегодно на юридические факультеты поступают более 30 тыс. человек.

Германия. Общие предпосылки доступа к юридическому образованию определяет Рамочный закон «О высшей школе», который конкретизирует законодательные акты федеральных земель. Т. е. государство выполняет функцию контроля за качеством юридического образования (результата), но делает это неодинаково. Экзаменов и конкурсного отбора для поступления нет, поступают по результатам школьного обучения (аттестата). Предпосылкой вступления является получение успешного довузовского образования. Обучение в государственных университетах Германии бесплатное. Исключением являются частные платные вузы, однако подготовку юристов осуществляют только государственные университеты. Характерной особенностью системы юридического образования Германии является то, что какую бы юридическую профессию ни выбрал будущий специалист (адвокат, прокурор, нотариус, судья), ему в обязательном порядке необходимо успешно сдать государственный экзамен, чтобы обрести право занимать должность судьи. Точной статистики поступающих и выпускников в Германии нет, ориентировочно это более 23 тыс. человек.

Польша. Учиться на юридическом факультете можно после обучения в лицее, имея свидетельство зрелости и сдав государственный экзамен (аналоги украинского аттестата об окончании средней школы и независимого тестирования). Для абитуриентов юридических факультетов предусмотрен конкурсный отбор по результатам экзаменов на базе школьного образования. Абитуриенту предоставляется право выбрать один лучший результат из перечня экзаменов (история, обществоведение, польский язык). Юридические факультеты в Польше редко принимают 100 человек, а государственное обучение является престижным и бесплатным. Срок обучения составляет 5–5,5 лет в зависимости от учебного заведения. Ориентировочно в государственных и частных юридических заведениях учатся 59 430 человек.

США. Позаимствовав в конце XIX в. европейскую систему образования, американцы ее трансформировали, модернизировали и создали свою многоуровневую, преимущественно университетскую систему высшего юридического образования. Самый низкий уровень – 2-летние колледжи, соответствующие украинским средним учебным заведениям. Средний уровень высших учебных заведений – 4-летние колледжи, т. н. общеобразовательные, которые по статусу можно приравнять к нашим институтам. Ведущий тип высших учебных заведений – университеты. В вузы могут поступать выпускники полных средних школ, имеющие дипломы об окончании старшей средней школы. Вступительных экзаменов в юридические колледжи нет, зачисление проводится на основе результатов прохождения теста, который называется LSAT (Law School Admission Test) и высылается абитуриентам по почте.

Юридическое образование в Америке считается вторым высшим, так как вступить в юридический колледж можно после окончания колледжа по любой специальности. Обучение в вузах ведется по 3 основным уровням: бакалаврат, магистратура и докторантура.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді