Сергей Глушко,
«Судебно-юридическая газета»
Как считают авторы законопроекта, зарегистрированного в Раде под №6284, пробелы и несогласованности законодательства, которые возникли после вступления в силу в 2012 году нового Уголовного процессуального кодекса Украины, привели к недостаткам в работе оперативных подразделений различных правоохранительных органов и в первую очередь Национальной полиции. В результате значительно ухудшилась оперативная обстановка в стране, вырос уровень преступности, увеличилось количество нераскрытых преступлений.
«Сегодня оперативные работники лишены права самостоятельно принимать решения о проведении каких-либо мероприятий в уголовных производствах. Такая ситуация свидетельствует об определенной вторичности и обслуживающем характере деятельности оперативных подразделений по отношению к работе следователя, что не совсем правильно. В результате постоянное согласование и санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, а также негласных следственных (розыскных) действий, становится проблематичным и длительным», — объясняют проблему депутаты.
Согласно новому законопроекту, определен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые оперативные подразделения правоохранительных органов будут самостоятельно согласовывать с прокурором и проводить на основании определения суда.
В частности, к таким мероприятиям отнесены негласное проникновение и обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица, аудио- и видеоконтроль, запись телефонных разговоров, контроль корреспонденции, снятие информации с электронных информационных систем, оперативный опрос лиц по их согласию и пр.
Также в проекте отражены вопросы государственного контроля над оперативно-розыскной деятельностью, который предлагается осуществлять в форме как внутриведомственной, так и вневедомственной. Предусмотрены формы парламентского, судебного и общественного контроля.
Особое внимание в законопроекте уделяется прокурорскому надзору над соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Определены субъекты прокурорского надзора, его предмет, а также пределы компетенции прокуроров в этой сфере.
Напомним, 6 апреля Верховная Рада одобрила законопроект, предусматривающий большую самостоятельность клиник.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.