В условиях экономического кризиса бизнес переживает не лучшие времена. Само слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов, которые имеют значение «опасность» и «благоприятная возможность». Так и в украинском бизнесе — кризис стал для большинства предприятий угрозой, которая может привести к полному уничтожению, но есть и предприятия, для которых кризис стал «благоприятной возможностью» для развития, а для некоторых даже толчком для «рождения». Но для всех без исключения предприятий кризис значительно повысил степень риска стать жертвой недобросовестной конкуренции.
Чаще всего наиболее чувствительным местом для конкурентов остается один из элементов нематериальных активов предприятий — торговая марка, наиболее распространенный, популярный и востребованный объект интеллектуальной собственности. Именно она, торговая марка, в условиях конкуренции, является «лицом» предприятия, которое производит товар или предоставляет услугу. Экономя на регистрации торговой марки, предприятие может не только понести большой ущерб, а даже потерять бизнес. Это касается не только молодых предприятий, но и старых, которые в условиях кризиса часто применяют такой антикризисный инструмент, как реструктуризацию. И тогда обостряется вопрос получения прав на уже известную торговую марку. Во всех этих случаях расходы, материальные и моральные, связанные с восстановлением справедливости, могут оказаться намного более значительными, чем расходы, которые нужны для своевременной регистрации торговой марки.
Во-первых, что же такое торговая марка? Согласно ст. 492 гл. 44 кн. IV Гражданского Кодекса Украины, «торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, которые пригодны для выделения товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) одним человеком, от товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов. Они выполняют две основные функции: защитную — не позволяют отобрать раскрученное имя или товар (услугу), дают возможность привлечь к ответственности лицо, посягнувшее на ваши права; накопительную — в процессе развития и роста бизнеса стоимость торговой марки дорожает. Т.е. интеллектуальная собственность дорожает вместе с бизнесом.
Во-вторых, необходимо понимать, что не всем обозначениям может быть предоставлена правовая охрана. Соответственно ст. 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (в дальнейшем — Закон) существует определенный перечень оснований, по которым не может быть зарегистрировано обозначение. Одним из оснований для отказа в предоставлении правовой охраны является наличие в обозначении изображения или имитации государственного герба, флага и других государственных символов (эмблем). Но все-таки такие обозначения могут быть включены в знак как элементы, которые не охраняются, если на это существует согласие соответствующего компетентного органа.
На практике это выглядит так: чтобы получить согласие от соответствующего компетентного органа (который, кстати, не указан в Законе) на включение в торговую марку обозначения, которое имитирует малый герб Украины, необходимо «отправиться на поиски» этого компетентного органа. После звонка в Государственный департамент интеллектуальной собственности, который является компетентным органом при получении согласия в обозначении элемента названия государства «Украина», стало известно, что этим вопросом занимается Верховная Рада Украины. Послав письма в Верховную Раду Украины, мы надеялись, что какой-либо из комитетов поможет нам в решении этого вопроса. Но в парламенте решили этот вопрос простейшим и любимейший способом — переадресовать письмо. И не куда-нибудь, а в Министерство культуры и туризма в отдел монументального, изобразительного и декоративного искусства. Чем руководствовалась Верховная Рада при принятии такого решения — не известно. В Министерстве нам четко дали понять, что предоставят лишь отписку. Т.е. найти компетентный орган, который отвечает за решение проблемы, невозможно и, наверное, ваше письмо будет блуждать по замкнутому кругу. Поэтому рекомендуем при разработке торговой марки учитывать такие особенности, чтобы потом не бороться с «ветряными мельницами».
В-третьих, проанализировав обозначение, необходимо определить перечень товаров и услуг по Международной классификации товаров и услуг, для которых будет регистрироваться торговая марка. Рекомендуем тщательно определить перечень товаров и услуг, так как именно он определяет объем охраны прав.
В-четвертых, желательно провести поиск по базам данных зарегистрированных торговых марок и/или базам представленных заявок на регистрацию торговых марок. В соответствии с результатами поиска вы можете проанализировать вероятность регистрации вашей торговой марки.
Заключительным этапом получения ТМ является подготовка и представления необходимых документов для регистрации знака. На этом этапе необходимо обратить внимание на правильность написания имени/наименования заявителя (ФИО для физического лица, название для юридического лица) и адреса. Сама же процедура регистрации знака состоит из нескольких последовательных этапов: 1) установление даты предоставления заявки (приоритета); 2) формальной экспертизы (предоставленная заявка проверяется на соответствие формальным требованиям); 3) квалификационной экспертизы (экспертиза по сути) — соответствие заявленного обозначения условиям предоставления правовой охраны, которое было указано выше; 4) выдачи Свидетельства.
Стандартная процедура регистрации знака длится приблизительно 18 месяцев от даты представления заявки. Пройдя все этапы, вы получаете Свидетельство и становитесь владельцем торговой марки. Но есть обстоятельство, о котором необходимо помнить: использование торговой марки рассматривается действующим законодательством Украины как обязательное условие сохранения и защиты соответствующих прав интеллектуальной собственности на нее. Если вы зарегистрировали торговую марку и не используете ее на протяжении трех лет, то любое лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства полностью или частично. Поэтому не держите свои права лишь на бумаге, реализуйте их!
Екатерина Яковицкая
специалист по интеллектуальной собственности компании «Лазуренко и партнеры»