Без спецобразования в суды дороги нет

14:34, 26 июля 2010
Газета: 46
Отныне подготовка кандидатов на должность судьи включает в себя теоретическую подготовку в...
Без спецобразования в суды дороги нет
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Отныне подготовка кандидатов на должность судьи включает в себя теоретическую подготовку в специализированном юридическом вузе четвертого уровня аккредитации и практическую подготовку в Школе судей Украины

В скором времени жизнь людей, желающих стать судьей, значительно усложнится. Как известно, в Законе «О судоустройстве и статусе судей», принятого парламентом в целом 7 июля, предусматривается новый порядок допуска кадров в судейский корпус, куда теперь без дополнительного специального образования хода нет. Так, в ст. 65 устанавливаются обязательные этапы, которые должен пройти кандидат, чтобы быть назначенным на должность судьи впервые. Четвертым и пятым этапами являются сдача экзамена перед Высшей квалификационной комиссией судей на выявление уровня общих теоретических знаний и направление кандидатов, успешно сдавших его, для прохождения специальной подготовки в «специализированном юридическом вузе четвертого уровня аккредитации». После подготовки в специализированном вузе кандидаты должны пройти специальную подготовку в Национальной школе судей Украины. Далее они предстают перед ВККС, где демонстрируют полученные знания во время квалификационного экзамена. Комиссия составит рейтинг претендентов в судейский корпус по результатам сдачи экзамена, исходя из которого отберет и внесет соответствующие рекомендации Высшему совету юстиции.

Отметим, что ко второму чтению Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правосудия готовил «немного» другой текст. Однако первоначальный (и в последствии все же одобренный 7 июля парламентом) вариант порядка подготовки судей, заложенный в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, на заседании ВР рьяно отстаивал (и отстоял) Министр юстиции Александр Лавринович: «Я прошу поправку номер 456 не поддерживать, учитывая то, что она меняет концепцию, предложенную Президентом Украины относительно подготовки кандидатов на должности судьи, которая должна состоять из двух составляющих: теоретической подготовки и практической. И в дальнейшем Высшая школа судей Украины должна выполнять функцию заведения специального, которое не является учебным, для повышения квалификации судей. Поэтому предложенная редакция существенно корректирует то, что было предложено главой государства. Прошу эту поправку не поддерживать. Поправка 469 продолжила реализовывать ту концепцию, которая была предложена в 456-й. Кроме того, она ставила в зависимость от факультетов, институтов решения конституционного органа — Высшей квалифкомиссии. Очевидно, что это невозможно. Поэтому я прошу эту поправку также не поддерживать.

Конечно, после того, как не были поддержаны 456 и 469 поправки, редакция части первой статьи 68 не может оставаться в предложенном ко второму чтении варианте, поскольку она сформирована на их основании. И везде по тексту нужно оставить редакцию первого чтения, которая была принята, где фигурирует Национальная школа судей, и нет сочетания двух типов подготовки кандидатов судей. Поэтому в 68 статье должно оставаться исключительно только редакция первого чтения».

Надо сказать, что все национальные высшие учебные заведения Украины подчинены Министерству образования Украины. Кому будет подчиняться Школа судей, и в какой ветви власти найдется место «специализированным юридическим вузам четвертого уровня аккредитации», неясно. Во время обсуждения вопроса, где же судей будут обучать, на заседании Комитета по вопросам правосудия г-н Лавринович вступил в некую дискуссию с председателем Комитета (и по совместительству ректором Одесской национальной юридической академии) Сергеем Киваловым. Однако, судя по тексту законопроекта, к конкретному решению коллеги по Рабочей группе, которая разрабатывала законопроект, не пришли.

Отметим, что высшее учебное заведения для судей должно действовать в системе судебной власти и не может зависеть от других ветвей, говорят все европейские стандарты. Например, в п. 117 пресловутого заключения Венецианской комиссии от 16 марта сказано, что «ГСА и подготовка судей должны принадлежать судебной власти».

Таким образом, как будет осуществляться специальное обучение судей: в рамках специально для этого созданного вуза или на базе уже существующего института (факультета) профессиональной подготовки судей при Одесской национальной юридической академии и Харьковской юридической академии им. Ярослава Мудрого, неизвестно. Например, Министерство юстиции Украины в лице заместителя министра юстиции Юрия Притыки считает, что Школой судей должно быть отдельное заведение, не имеющее прямых аналогов на данный момент.

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Комментарии

Заместитель министра юстиции Украины Юрий Притыка:

– Положениями Закона предусмотрена специальная подготовка кандидатов на должность судьи, которая включает в себя теоретическую подготовку в специализированном юридическом вузе четвертого уровня аккредитации и практическую подготовку в Школе судей Украины. Специальная подготовка проводится в течение одного года за счет средств Государственного бюджета Украины. На период прохождения кандидатом подготовки за ним сохраняется основное место работы, выплачивается стипендия в размере не менее двух третей должностного оклада судьи местного суда общей юрисдикции.

По результатам специальной подготовки кандидаты получают соответствующий документ установленного образца. Согласно положениям Закона программа и порядок прохождения специальной подготовки кандидатами на должность судьи утверждаются Высшей квалификационной комиссией судей Украины по согласованию со специализированными юридическими высшими учебными заведениями четвертого уровня аккредитации и Школой судей Украины.

Следует отметить, что при подготовке указанного Закона Рабочей группой по вопросам судебной реформы было максимально учтены выводы и рекомендации Венецианской комиссии «За демократию через право», в которых неоднократно подчеркивалась необходимость устранения участия политиков в процессе назначения и избрания судей.

 

Член правления Ассоциации адвокатов Украины Валентин Гвоздий:

– Законом вводится новая процедура назначения судьи на должность впервые. Она предусматривает обращение кандидата на должность судьи непосредственно в ВККС Украины, определение четкого перечня документов, которые должен подавать кандидат, проведение анонимного тестирования на выявление общих теоретических знаний, прохождение специальной подготовки на должность судьи, которая будет оплачиваться государством.

Введение обязательной специальной подготовки для судей — идея неплохая, она направлена на формирование у кандидата на должность судьи навыков судьи еще до занятия им судейской должности. Подготовка, в соответствии с положениями Закона, может осуществляться в Школе судей или в Институте (на факультете) подготовки профессиональных судей, созданном Президентом при высшем национальном учебном заведении IV уровня аккредитации. Статус Школы судей, который в целом соответствует европейским стандартам, определен в Законе. А вот что касается института (факультета) подготовки профессиональных судей при вузе IV уровня аккредитации, то не понятно, какие именно институты (факультеты) имел в виду законодатель. Конституция не наделяет Президента полномочиями образовывать институты или факультеты, и все национальные высшие учебные заведения Украины подчинены Министерству образования Украины. А в соответствии с европейскими стандартами, учреждение, где осуществляется подготовка профессиональных судей, не должно зависеть от исполнительной власти, в частности от Минобразования.

 

 

Зарубежный опыт

Родоначальником спецобразования судей является Франция

Национальная школа магистратуры Франции (I’Ecole Nationale de la Magistrature), созданная в 1958 году, на сегодняшний день является признанным лидером в мире в области отбора и подготовки судей, родоначальником южно-европейской институциональной модели. На основных принципах данной модели созданы центры подготовки судей в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке.

Традиционно существуют четыре основных способа отбора и назначения судей: 1) жеребьевка (в отношении членов Суда присяжных); 2) отбор на основе критериев компетентности (на должность асессора в судах по делам несовершеннолетних); 3) выборы (при назначении членов торговых судов); 4) назначение на должность после прохождения спецобразования.

Основным способом назначения судей является вступительный конкурс в Национальную школу магистратуры (далее – Школа) в г. Бордо. В настоящее время более 90% действующих судей являются выпускниками Школы. Прием в Школу будущих судебных работников в качестве аудиторов юстиции (называемых еще также «судьями-стажерами») обычно производится на основе трех конкурсов одинакового уровня. Первый конкурс проводится для лиц, имеющих диплом о высшем образовании, второй – для негосударственных служащих и третий – для лиц, обладающих определенным профессиональным опытом или работавших в органах исполнительной власти на местах. Количество мест, на которые Школой объявляются конкурсы, определяется Министерством юстиции в зависимости от прогнозируемого количества вакантных мест в судах Франции на период времени окончания слушателями курса обучения.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде