Госслужба по контролю за наркотиками устанавливает социальные приоритеты
Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
При участии главы Государственной службы Украины по контролю за наркотиками Владимира Тимошенко, его советника Владимира Ященко, а также главы общественного совета при ГСКН Украины Леси Брацюнь не так давно состоялась пресс-конференция на тему: «Падение спроса на наркотики – стратегический приоритет наркополитики Украины». В основном мероприятие было посвящено выполнению Украиной Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества с целью выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков (далее – План действий), а также участию украинской делегации в 57-й сессии Комитета ООН.
Присутствующие отметили, что на сегодня Украина последовательно реализует взятые на себя международные обязательства, вытекающие из Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. По словам спикеров, в государстве действует система административно-правовых, уголовно-правовых, организационных, социально-экономических и иных мероприятий, составляющих институциональную основу контроля за оборотом наркотиков и борьбы с наркопреступностью.
История и стратегия
Напомним, что специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН, посвященная оценке состояния незаконного производства, сбыта, спроса, оборота и распространения наркотических средств и связанной с этим деятельности, была созвана еще в 1988 г. по предложению Экономического и Социального советов. Именно на этой сессии и был единогласно утвержден План действий, в котором отразился принцип общей ответственности, а также необходимость распространения одинаковых идей и аналогичных формулировок службами, на которые возложены функции предупреждения, в т. ч. правоохранительными органами. По замыслу авторов этого документа, План должен служить ориентиром в деятельности национальных органов, формирующих и реализующих государственную политику относительно наркотиков.
На основании положений Плана действий ГСКН была разработана Национальная стратегия Украины относительно наркотиков на период до 2020 г. (далее – Стратегия). Как утверждают авторы этого документа, его актуальность обусловлена потребностями осуществления радикальных изменений в формировании и реализации наркополитики государства, насущной необходимостью повышения качества профилактически-лечебных мероприятий как главных средств сокращения незаконного спроса на наркотики, усилением борьбы с наркопреступностью.
Стратегия базируется на структурированной и объективной оценке приоритетов и современных данных о динамике изменений наркоситуации, соблюдении прав человека, концентрации политики на уменьшении ущерба от незаконного употребления наркотиков, социальной реинтеграции уязвимых групп, налаживании открытых и конструктивных отношений с институтами гражданского общества.
Наркополитика «с человеческим лицом»
По замыслу составителей, к основным приоритетам Стратегии следует отнести:
- концентрацию усилий субъектов наркополитики на профилактике наркомании, которая включает защитные барьеры общества и способствует формированию здорового образа жизни;
- оптимизацию системы противодействия незаконному обороту наркотиков на основе кратного усиления ресурса по уменьшению спроса на незаконные наркотики в соотношении с сокращением их предложения;
- создание условий для более масштабного использования институтов гражданского общества в формировании и реализации наркополитики;
- расширение доступа к медицинскому применению опиоидных анальгетиков, снижение пороговых барьеров в получении наркологической помощи в соответствии с рекомендациями ВОЗ;
- перенос акцента в работе с потребителями психоактивных веществ с правоохранительной в медико-социальную сферу, в т. ч. путем декриминализации приобретения и хранения наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта в соответствии с положениями Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.;
- расширение практики применения альтернативных уголовному наказанию лечебных мероприятий, в т. ч. обязательных, создание системы перенаправления потребителей наркотиков, которые совершили преступления, связанные с наркотиками, для получения ими необходимой медико-социальной помощи;
- привлечение лиц, имеющих зависимость от нелегальных наркотиков, к участию в медико-социальных программах, основанных на принципах снижения вреда;
- достижение максимально возможного эффекта реабилитации наркозависимых, в т. ч. через смещение акцента с чисто медицинской помощи на медико-психо-социальную реабилитацию больных наркоманией.
Специалисты отмечают, что перечисленные мероприятия будут способствовать большему наполнению содержания наркополитики социальной составляющей, преодолению узко-медицинского подхода и построению единой действенной цепочки взаимозависимых компонентов: профилактика – лечение, уменьшение вреда – реабилитация. «Для нас сейчас главная задача – чтобы система полноценно заработала на серьезных, научно обоснованных и методически выверенных основаниях», – говорят в ГСКН.
















