На данный момент Украина оказалась в ситуации, когда исполнение судебного решения может затянуться на месяцы, а то и годы. Об этом свидетельствует судебная практика как национальных судов, так и Европейского суда по правам человека.
Напомним, 8 октября 2015 года Верховной Радой Украины приняты в первом чтении законопроекты №2506 «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и №2507а «Об исполнительном производстве». Смежный законопроект №2508а, касающийся изменений налогового законодательства, включен в повестку дня как неотложный. Эти проекты уже одобрены профильным комитетом Верховной Рады ко второму чтению. Их принятие парламентом в целом ожидается на ближайших пленарных неделях.
В качественной реформе исполнительного производства заинтересованы и судьи. Так, судья Окружного административного суда Киева Богдан Санин отметил: «Судьи, наверное, как никто заинтересованы, чтобы институт принудительного исполнения судебных решений, наконец, эффективно заработал. Одна из категорий дел в ОАСК — это именно дела, связанные с исполнительной службой. Некоторые решения годами не исполняются без объективных на то причин».
Очевидно, что многие должники стремятся затянуть процесс исполнения. Реформа должна решить эту проблему и при этом не создать новые. А новые проблемы, по словам судьи, могут быть: 1) относительно юрисдикции споров об исполнении решений (недавно Верховный Суд сделал вывод, согласно которому споры о взыскании исполнительного сбора не подпадают под юрисдикцию админсудов); 2) уже существующие в адвокатуре (относительно подсудности споров с квалификационными, дисциплинарными комиссиями, которые обязательно возникнут).
«Некачественными механизмами будут пользоваться люди, а спорные вопросы придется решать в судах. Если вопрос уменьшения количества споров не будет решен в законах, то получится замкнутый круг, ведь после решения спора идет исполнение решения», — подчеркнул судья.
Он также отметил, что не видит, как будет решаться в производственной плоскости вопрос реестров. Непонятно, как процессуально судья должен коммуницировать относительно данных с банками, ГНИ, как вносить данные в систему, будет ли эта система интегрированной в автоматические системы судов или отдельной. Если такие технические вопросы не будут учтены сразу, то закон не будет исполняться.
«Если уж вводить новый институт, то это нужно делать качественно и глобально. Пока еще все эти вопросы можно устранить и подать на голосование проекты с минимальным количеством пробелов», — отметил Богдан Санин.
Подробнее об изменениях законопроектов при подготовке ко второму чтению, а также что прогнозируют эксперты, читайте в статье «Реформа исполнительного производства: мяч на поле парламента».