Судьи раскритиковали процедуру аттестации

10:40, 19 мая 2016
Процедура первичного квалификационного оценивания судей, предусмотренного принятым в феврале 2015 года Законом «Об обеспечении права на справедливый суд», привлекла достаточно много внимания. Кроме этого, сама процедура оценивания вызывает среди судей дискуссии.
Судьи раскритиковали процедуру аттестации
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

 

Процедура первичного квалификационного оценивания судей, предусмотренного принятым в феврале 2015 года Законом «Об обеспечении права на справедливый суд», привлекла достаточно много внимания. Кроме этого, сама процедура оценивания вызывает среди судей дискуссии. Нет сомнений, что сам этот процесс довольно неприятный, ведь даже со стороны видно, что судей «экзаменуют» как студентов, и трудно найти человека, кому подобное понравится. Однако, среди судейского сообщества звучат и конструктивные замечания к процедуре оценивания.

В конце апреля от Ассоциации административных судей в адрес Совета судей Украины было направлено письмо о нарушениях, которые, по мнению членов ассоциации, допускаются при проведении ПКО. В обращении указано на следующие из них:

1. Выполнение практического задания фактически превращено в устный экзамен на знание требований материального, процессуального, международного права, устоявшихся правовых позиций Верховного Суда Украины и практики Европейского суда по правам человека, не связанных с решением практической задачи.

2. При формировании и ведении судейских досье Комиссией допускаются нарушения. В частности, в досье включаются документы, непредусмотренные законодательством и оформленные ненадлежащим образом (без подписи ответственного лица, предоставившего информацию). В связи с этим в ходе исследования судейских досье и проведения собеседования судьям задают вопросы относительно сведений, полученных с нарушением законодательства из ненадлежащих источников.

3. В ходе исследования судейских досье судьям также публично задают вопросы относительно сведений, содержащих нотариальную тайну, их имущества и личной жизни, а также имущества лиц, которые вообще не являются членами семей судьи и не должны указываться в их декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Публично разглашаются персональные данные об имуществе и личной жизни судей, их близких родственников, целей зарубежных поездок.

В подтверждение таких утверждений члены Ассоциации приводят следующие аргументы. Особенности экзамена при проведении ПКО определены р. VIII Положения. Согласно его п. 8.7, тестирование в ходе ПКО проводится в форме письменного изложения судьей предложенных квалификационной палатой или коллегией положений устоявшихся правовых позиций ВСУ и практики ЕСПЧ. П. 8.8 определяет принципы проведения второй составляющей экзамена — выполнения практического задания, которое осуществляется судьями путем обсуждения на заседании смоделированной членами коллегии или квалификационной палаты ВККС практической ситуации, в частности, по процессуальным вопросам. Но как отмечают в Ассоциации, при обсуждении смоделированной практической ситуации члены ВККС часто задают судьям вопросы, к этой ситуации не относящиеся. Это подтверждается стенограммами вопросов, которые ставились судьям Киевского апелляционного административного суда на заседаниях коллегий Комиссии в апреле 2016 года, и копиями практических задач, к которым относились вопросы.

Нарушением, по мнению членов Ассоциации, является и наличие вопросов относительно сведений, полученных с нарушением законодательства из неизвестных источников, в т.ч. справок, предоставляемых Национальным антикоррупционным бюро Украины без подписей каких-либо должностных лиц.

Согласно положениям п. 11 ч. 4 ст. 85 Закона «О судоустройстве и статусе судей», собеседование заключается в обсуждении результатов исследования судейского досье, которое должно содержать, помимо прочего, данные о соответствии судьи этическим и антикоррупционным критериям. Законом «О предотвращении коррупции» обязанность осуществления контроля и проверки деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, хранения и обнародования таких деклараций, проведения мониторинга образа жизни соответствующих лиц в порядке, определенном данным Законом, возложена на Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. В соответствии со ст. 51 того же закона, Нацагентство осуществляет выборочный мониторинг образа жизни субъектов декларирования с целью установления соответствия их уровня жизни имеющимся у них и членов их семей имуществу и полученным ими доходам согласно поданным декларациям. Такой мониторинг проводится на основании полученной от физических и юридических лиц, а также из СМИ и других открытых источников, информации, содержащей сведения о несоответствии уровня жизни субъектов декларирования задекларированным ими имуществу и доходам. Порядок осуществления мониторинга определяется Национальным агентством, но в любом случае мониторинг образа жизни проводится с соблюдением законодательства о защите персональных данных и не должен предусматривать чрезмерного вмешательства в право на неприкосновенность личной и семейной жизни человека.

Установление несоответствия уровня жизни субъекта декларирования задекларированным им имуществу и доходам является основанием для осуществления полной проверки его декларации. В случае выявления по результатам мониторинга признаков коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, Национальное агентство информирует о них специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с пп. 4.18.1 Положения о порядке ведения судейского досье, утвержденного решением ССУ №57 от 5 июня 2015 года, информация о соответствии расходов и имущества судьи и членов его семьи, а также близких лиц их задекларированным доходам формируется Комиссией на основе данных, полученных от центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику. Согласно ст. 4 Закона «О предотвращении коррупции», таким органом является Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. В соответствии с пп. 4.18.2 указанного положения, указанным органом совместно с органом государственного финансового контроля в Украине также предоставляется информация о соответствии судьи требованиям законодательства в сфере предотвращения коррупции.

Таким образом, Законом и Положением определен исчерпывающий перечень органов, уполномоченных предоставлять информацию для формирования судейского досье. Национальное антикоррупционное бюро в такой перечень не входит и, следовательно, по мнению Ассоциации, не обладает полномочиями по сбору и предоставлению каких-либо сведений с целью формирования судейского досье.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в справках НАБУ указываются оценочные понятия (о наличии или отсутствии коррупционного риска в отношении судьи) и есть признаки субъективной оценки, что несет в себе риски давления при принятии членами Комиссии решения в отношении судьи. Справки никем не подписаны, содержат информацию до 2012 года, сведения, составляющие нотариальную тайну, в т.ч. информацию из Единого реестра доверенностей. Однако, данные, указанные в таких справках, наряду с другими материалами судейского досье, являются тем критерием, который влияет на окончательное решение в отношении судей.

Члены Ассоциации административных судей указывают, что поддерживают такой приоритет государственной политики, как борьба с коррупцией, в т.ч. среди судейского сообщества, но при этом отмечают, что проведение борьбы с коррупцией незаконным способом превращает ее в произвол и может привести к расправе над определенными судьями. Также они отмечают, что информация о судьях и других лицах в указанных справках и судейских досье имеет конфиденциальный характер. Это касается, в частности, сведений из реестра доверенностей, которые, согласно ст. 8 Закона «О нотариате», содержат нотариальную тайну и не подлежат публичному разглашению. Поскольку процедура оценивания является открытой, то на заседаниях Комиссии практически всегда присутствуют представители СМИ. Действия по разглашению такой информации могут содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 182 УК.

Как видно, члены ААС конструктивно критикуют проходящую процедуру первичного квалификационного оценивания, взвешенно аргументируя свои замечания. Однако, какой будет реакция Совета судей Украины, и сможет ли данное обращение хоть как-то изменить ситуацию, покажет время.

Подробнее о том, какими были первые результаты аттестации, читайте в статье «Оценивание вызывает вопросы».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду