Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины исправит недостатки в законе, которые позволяют избежать от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, в части несоблюдения установленных законом сроков предоставления ответа на обращение или запрос народного депутата Украины, невыполнения законных требований Счетной палаты, члена Счетной палаты.
Так, 2 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5342 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно совершенствования контроля за соблюдением законных требований народного депутата Украины, Счетной палаты, члена Счетной палаты)».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Антон Геращенко, Татьяна Черновол и Михаил Гаврилюк.
Полномочия Счетной палаты Украины
По данным Аппарата Верховной Рады Украины и Счетной палаты, содержащиеся в приложении, благодаря введению в действие 2 июля 2015 года нового Закона Украины «О Счетной палате», Счетная палата получила полномочия составлять протоколы за совершение административного правонарушения по ст. 188-19 КУоАП и направлять такие протоколы к суду. Кроме этого, в 2016 году отделом контроля Аппарата Верховной Рады Украины были составлены 26 протоколов за совершение административного правонарушения по ст. 188-19 КУоАП, в сравнении с тремя протоколами в 2015 году и 0 протоколами в 2014 году.
Благодаря судебной практике, которая сложилась именно в 2016 году относительно привлечения лиц к ответственности по ст. 188-19 КУоАП, выявились существенные недостатки в действующем законодательстве, которые фактически сделали невозможным в большинстве случаев обеспечить выполнение задачи производства по делам об административных правонарушениях, невыполнение законных требований народного депутата Украины, Счетной палаты, члена Счетной палаты.
Так из 26 протоколов, составленных отделом контроля Аппарата Верховной Рады Украины по ст. 188-19 КУоАП, в суд были направлены ровно десять документаций. Из них судами не было принято ни одного решения о привлечении лиц к административной ответственности.
Административная ответственность правонарушителя
Анализируя соответствующую судебную практику, было установлено, что в мотивирующей части постановлений судьи разных судов ссылаются на неправильность места рассмотрения дела, отсутствие полных сведений о лице (дата рождения, место проживания), привлекаемого к административной ответственности, отсутствие сведений о разъяснений лица его прав и обязанностей, отсутствие сведений о получения таким лицом копии протокола, что в свою очередь приводит к необеспечению прав лица, привлекаемого к административной ответственности индивидуализации его ответственности и реализации требований ст. 245 КУоАП относительно своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, решение его в точном соответствии с законом.
Ст. 188-19 КУоАП предусмотрена:
Как отмечается в пояснительной записке, организационный ресурс, служебный штат и отсутствие полномочий, которыми наделены сотрудники правоохранительных органов, а также должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по ст. 188-19 КУоАП, не позволяют им устанавливать полные персональные данные лиц, которые привлекаются к административной ответственности.
Кодексом также не предусмотрена возможность в случаях невозможности под расписку вручить экземпляр протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 188-19 Кодекса, лицу, привлекаемого к административной ответственности присылать экземпляр протокола по месту нахождения учреждения, предприятия, организации должностного (служебного) лица, привлекаемого к административной ответственности.
Проект по устранению недостатков
С целью устранения указанных выше законодательных недостатков процесса по делам об административных правонарушениях подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно совершенствования контроля за соблюдением законных требований народного депутата Украины, Счетной палаты, члена Счетной палаты)».
«Задачей законопроекта является совершенствование положений действующего законодательства, которые обеспечат реализации требований ст. 245 КУоАП дела об административных правонарушениях по ст. 188-19 КУоАП», — подчеркивают народные депутаты.
Что предлагается внести законопроектом
Проектом предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
В частности, изменениями предлагается:
Недостатки действующего законодательства будут исправлены
Принятие этого Закона позволит исправить существующие недостатки действующего законодательства, которые позволяют избежать административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в части несоблюдения установленных законом сроков предоставления ответа на обращение или запрос народного депутата Украины, невыполнение законных требований Счетной палаты, члена Счетной палаты.
Одновременно проект положительно повлияет на состояние соблюдения прав и свобод лиц, в т.ч. в контексте требований ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основополагающих свобод относительно обеспечения справедливого правосудия, своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, решение его в точном соответствии с законом (ст. 245 КУоАП)».