Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
На сегодняшнем этапе реформирования органов прокуратуры основной целью является фактическая реализация положений Закона «О прокуратуре» о создании квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДК) и органов прокурорского самоуправления.
Организационными формами прокурорского самоуправления являются всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины. Планируется, что эти органы будут способствовать независимости и обеспечат самостоятельность работников прокуратуры.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделился начальник управления специальных расследований – заместитель начальника Главного следственного управления Сергей Горбатюк.
«Само отношение общества к прокуратуре, то доверие, которое сейчас на очень низком уровне, указывает на то, что реформа нужна. Некоторые шаги делаются, однако, как по мне, они не являются системными и такими, которые приведут к настоящим изменениям.
Целью деятельности КДК и Совета прокуроров является обеспечение независимости работы прокуроров, чтобы избавиться от незаконного давления руководства. Но как по мне, эта идея приносила бы однозначную пользу в случае, если бы система уже была очищена, и в ней работали действительно честные, независимые, порядочные люди. Тогда она действительно защищала бы их от незаконного давления. А учитывая, что на сегодняшний день система еще не очистилась, внедрение таких новшеств может привести к своеобразной консервации изменений в прокуратуре. Почему? Потому что избранные члены КДК фактически будут решать вопросы принятия на работу, перевода на вышестоящие должности, увольнения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры. И это 11 человек на всю прокуратуру Украины. При том, что численность всех прокурорских работников — около 15 тыс. человек. Они просто физически не смогут решать эти все вопросы быстро и качественно. К примеру, если будет установлен факт некачественной работы на нижестоящем уровне, то возможна ситуация, когда прокурор полгода не сможет уволить этого человека, потому что не будет решения КДК. Таким образом, фактически будет замораживаться очищение прокуратуры.
Почему я делаю такие выводы? Потому что такая система действует в ряде европейских стран, в частности, в странах бывшего социалистического лагеря, например, Венгрии. Наши коллеги ездили к ним в гости, и один из прокуроров жаловался, что полгода не может уволить человека, который явно нарушает закон, потому что этот вопрос находится в ведении квалификационно-дисциплинарной комиссии.
Повторю: если новации направлены на защиту именно от неправомерного давления на честных работников, то это плюс. Но если мы говорим, что необходимо продолжать очищение, делать его быстро, качественно и отбирать именно тех людей, которые не по указанию сверху, а по велению сердца хотят защищать закон и простого человека, то они будут консервировать систему и в итоге обернутся минусом. На данный момент, к сожалению, нет общего видения и четкой концепции развития реформы. Определенное движение есть: шаг вперед, два назад, влево, вправо. Но это не действует. Потребность есть, но нет четкого плана, как все должно происходить.
На мой взгляд, ответственность должны нести руководители. В первую очередь, должны пройти открытые отборы на должности руководителей прокуратуры всех уровней, на которых должна возлагаться ответственность, и чтобы было понимание, с кого спрашивать. Тогда постепенно будет результат. На сегодняшний день, не оценивая качество конкурса на нижестоящем уровне, который уже состоялся, стоит вопрос: кто будет нести ответственность, если отобрали людей, которые будут нарушать закон? Прокурор ответит, что он их не подбирал и не несет за них ответственность, а комиссия, которая их отбирала, — это коллективный орган, в котором найти виновного крайне трудно. А отсутствие ответственности за работу, кадры, конкретных людей приводит к негативным последствиям.
Но даже если отберут достойных кандидатов, важно, чтобы был надлежащий уровень заработной платы, и они сосредоточивались на работе, зная, что их социальная жизнь защищена. В законе прописано, какие должны быть минимальные заработные платы, и тут есть вопрос к Кабинету Министров, чтобы он этот закон исполнял. С другой стороны, важно провести изменение в системе стимулирования труда работников прокуратуры, потому что на сегодняшний день происходит равномерная оплата труда всех работников, в т.ч. премий. А ведь важно именно поощрять труд: если человек работает лучше, то следовательно, он заслуживает большей надбавки или премии. Это будет стимулировать тех, кто лучше работает, а тем, кто хуже, — будет давать стимул улучшать свои показатели.
Второй этап — это оптимизация штата. Ее необходимо провести с той точки зрения, нет ли в прокуратуре, условно говоря, должностей, которые можно сократить без вреда для живого труда. За счет этого также будут освобождаться деньги для оплаты труда работников, которые качественно выполняют свои обязанности», — подытожил Сергей Горбатюк.
Более подробно о том, какое значение для прокуратуры будут иметь органы прокурорского самоуправления, читайте в статье «Новое лицо прокурорского самоуправления».