Забытые в АТО. Год спустя

06:06, 6 марта 2017
Газета: 3-4 (372-373)
Судьи из судов зоны АТО выразили тревогу, что в скором времени могут остаться без судейского вознаграждения...
Забытые в АТО. Год спустя
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Год назад наше издание поднимало вопрос о судьях, которые во время боевых действий 2014 г., оставаясь верными присяге, переехали вместе со своими семьями с оккупированной на контролируемую украинской властью территорию (более подробно читайте в статье «Забытые в АТО» в №4 (322) за 1 февраля 2016 г.). Теперь «Судебно-юридическая газета» решила поинтересоваться, какова дальнейшая судьба этих судей, изменилось ли что-то в их жизни за прошедший год, и чего им стоит ожидать в скором времени.

Все зависит от ВСП

4 января 2017 г. вступил в силу Закон Украины «О Высшем совете правосудия». С этого времени от данного органа зависит судьба и карьера каждого судьи в нашей стране.

С первых дней работы приоритетной задачей ВСП было определено первоочередное назначение на должности судей из неработающих судов, расположенных на территории проведения АТО. Однако эти судьи до сих пор находятся «в подвешенном состоянии». Более того, ВСП разослал им письма, из содержания которых усматривается возможность назначения таких судей только одновременно с рассмотрением вопроса о командировке. Т. е. для рассмотрения вопроса о бессрочном назначении судьи должны обратиться в ВККС для решения вопроса о командировании, а это обращение можно написать, если судья согласен на одно из предложенных мест назначения. Если же ему не подходят такие варианты, он не обращается за командированием и, соответственно, не назначается бессрочно.

24 февраля на сайте ВККС появились объявления о рассмотрении вопроса о внесении представлений о командировании судей в иные суды того же уровня и специализации для осуществления правосудия. При этом опубликован список из 13 судов небольших городов и райцентров, находящихся в самых разных уголках Украины.

Вот что говорит по этому поводу один из судей Луганской области: «Я женат, воспитываем 4 детей. В связи с боевыми действиями на Востоке Украины выехали с женой и детьми, оставили все имущество там. Касательно командирования, это предложение относится к судьям из Крыма и зоны АТО, которые до этого времени не трудоустроены. Мы советовались с женой, ехать ли мне одному на полгода. Когда поднимаются такие вопросы, нужно все же спрашивать мнение тех, кого это будет касаться, т. е. судей. Сам я не поеду, а если ехать с детьми, то расходы на командировку рассчитаны на одного человека. И как решить вопрос со школой? Через 6 месяцев назад возвращаться? Если бы список судов был больше, можно было бы выбрать. Их ведь намного больше, десятки, но выложили почему-то эти 13. Если бы я жил, как раньше, в Луганской области, при возможности откомандироваться на Закарпатье — почему нет? Выехал бы на полгода, поработал, потом вернулся. Что-то недоработано в этом вопросе».

В подвешенном состоянии

Таким образом, ВСП до сих пор не начал рассматривать материалы относительно назначения судей, переехавших с территории проведения АТО. Большинство этих судей оказались в крайне сложных условиях, ведь они оставили на оккупированной территории своих родных, близких, все свое имущество. Переехав на мирную территорию, они попытались адаптироваться, как-то приспособиться к новым условиям жизни. Многие из них уже почти три года по не зависящим от них причинам не осуществляют правосудие. И несмотря на обещания представителей власти и заявления Высшего совета правосудия, что назначение судей-«пятилеток» из судов зоны АТО будет первоочередным, этот вопрос не решается.

Из информации, размещенной на официальном сайте ВСП, усматривается, что в повестке дня его заседаний до середины марта 2017 г. рассмотрение материалов по указанным судьям также не предусмотрено.

С одной стороны, важно учитывать огромную нагрузку членов ВСП, ведь у них действительно много другой работы. Судей, которые годами ожидают назначения, очень много. Но в данном случае остроты ситуации придает то обстоятельство, что речь идет именно о судьях из зоны АТО. Ведь эти судьи и так уже много чего пережили, а их будущее до сих пор остается неопределенным.

Условия для интеграции, или На произвол судьбы

Согласно ст. 2 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», Украина гарантирует соблюдение прав и свобод таким лицам, принимает все возможные меры, предусмотренные Конституцией и законами Украины, международными договорами, по защите и соблюдению их прав и свобод, созданию условий для их интеграции по новому месту жительства в Украине.

В самом начале боевых действий все государственные органы централизованно и оперативно решили вопрос о выводе организаций и людей, в них работающих, с территорий, где проводились боевые действия, и трудоустроили их. Однако большинство судей из судов, работа которых прекращена в связи с военными действиями, переехавшие с оккупированных районов на территорию, подконтрольную украинской власти, так и остались нетрудоустроенными по причинам, от них не зависящим, хотя прилагали для этого максимальные усилия.

Например, одна из судей Луганской области по данному поводу отметила следующее: «Я являюсь внутренне перемещенным лицом, во время боевых действий самостоятельно выехала на мирную территорию Украины, оставив на оккупированной территории свое жилье и все имущество. При этом вместо своих вещей я вывезла все дела, находившиеся в моем производстве, передала их в суд по установленной подсудности. Без чьей-либо помощи на мирной территории нашла жилье, с нуля обустраивала свой быт, при этом за социальной и иной материальной помощью к органам власти не обращалась. Надеясь на скорое бессрочное избрание с последующим трудоустройством на мирной территории Украины (такую возможность сразу имели назначенные сроком на 5 лет и избранные бессрочно коллеги), я неоднократно письменно обращалась в Верховную Раду Украины с просьбой бессрочного избрания. Также неоднократно обращалась к органам судебной власти и даже к уполномоченному по правам человека с просьбой содействовать скорейшему бессрочному избранию, но безрезультатно. С нетерпением ждала принятия Закона «О Высшем совете правосудия», на который возлагала огромные надежды и ожидания скорейшего рассмотрения материалов, поступивших из парламента в ВСП, по результатам рассмотрения которых прекратились бы неопределенность в трудоустройстве и дальнейшей карьере, кочевой образ жизни и другие лишения и, в конце концов, наступила бы хоть какая-то стабильность в жизни.

Я общаюсь со многими коллегами, переехавшими с оккупированной территории и имевшими возможность перевестись, которые сейчас работают в судах в разных уголках Украины: ни одному из них ни государство, ни органы судебной власти никоим образом реально не помогли ни в поисках жилья, ни в выделении средств на него. Они вынуждены находить и снимать жилье самостоятельно, за свой счет. Уверена, что такая же судьба ждет и меня в случае согласия на командировку. По моему мнению, условие предоставления согласия на откомандирование как основание для назначения на должность является нарушением ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, поскольку в таком случае я буду лишена возможности общаться с родственниками и близкими».

Ее коллега из Донецкой области по данному вопросу говорит: «Тут хотелось бы понять, как будет лучше для дела и людей. Есть два взгляда на решение этой проблемы. Первая точка зрения такова, что этих судей как государственных людей нужно отправить работать в суды с кадровым голодом без учета мест их нынешнего проживания, возможно, поставив бессрочное избрание в зависимость от их согласия на командирование. Объясняется это интересами государства и общества.

Вторая точка зрения такова, что при определении места командирования/перевода нужно учитывать ряд обстоятельств. Ведь вынужденно покинув свои дома, судьи переехали в те населенные пункты, где у них была возможность за свой счет заново организовать свою жизнь, где, как правило, живут близкие и родственники. За эти годы люди наладили в новых местах социальные связи: дети пошли в сады и школы, супруги нашли себе постоянную работу и вряд ли смогу позволить себе поехать вместе с судьями. Естественно, на такую организацию жизни люди потратили все свои сбережения. Кто задумывался над тем, насколько болезненным будет сейчас еще один переезд в незнакомую местность? Как там будет работаться людям, которые опять переживут разрыв, на этот раз с самыми близкими членами семьи? Выдержит ли их бюджет аренду еще одного жилья?

Говоря о пользе для дела, хотелось бы отметить, что судья должен обладать не только хорошими знаниями законодательства, но и жизненным опытом, решительностью и смелостью. Суды были последними плацдармами украинской власти на оккупированной территории. В то время, когда на улицах Донецка и Луганска уже убивали за украинский язык, судьи рассматривали дела и выносили решения именем Украины. Некоторые из них попадали под обстрелы, некоторых выводили из помещений под дулами автоматов. Уверен, что теперь жизненного опыта и мудрости им не занимать, и запугать их будет крайне сложно. Однако нужны ли такие судьи государству?»

При этом судьи из зоны АТО опровергают мнение, что они метят в «центральные» суды. Да и не все живут в столице или областных центрах. Речь идет о переводах в суды, находящиеся на разумном расстоянии от их нынешних мест проживания, трудоустройство в которых не требовало бы переезда. Ведь вакансии и огромная нагрузка сейчас есть практически в каждом суде. Эти люди утверждают, что ими руководит лишь простое человеческое желание выполнять любимую работу и при этом не расставаться хотя бы с теми, кто покинул дом вместе с ними, а также материальная невозможность опять начинать жить заново.

Без судейского вознаграждения?

Кроме прочего, судьи из судов зоны АТО выразили тревогу, что в скором времени могут остаться без судейского вознаграждения. Дело в том, что п. 34 разд. ХII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено право судей, прикрепленных по решению ВККС Украины в другой суд, на получение должностного оклада за период со дня окончания срока такого прикрепления до дня принятия ВККС решения о командировании. Такое право ограничивается 6-месячным сроком прикрепления к соответствующему суду, а именно 31 марта 2017 г.

Судьи отмечают, что учитывая длительность решения вопроса о назначении на должность и командировании/переводе, с 1 апреля они могут по не зависящим от них причинам остаться без судейского вознаграждения, которое является единственным средством их существования, учитывая установленные законодательством требования относительно несовместимости. При этом большинство из них подчеркивают, что хотят получать вознаграждение именно за свой труд в размере, предусмотренном ст. 135 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Дискриминационная политика

Судьям, у которых на момент прекращения работы судов, расположенных на территории проведения АТО, закончился 5-летний срок полномочий, было отказано в переводе в другие суды того же уровня и специализации, расположенные на мирной территории Украины, из-за окончания срока полномочий. В то же время, их коллеги с полномочиями из таких же неработающих судов имели возможность без конкурса перевестись в другие суды на мирной территории. При переводе таких судей были открыты все свободные вакансии по Украине, и они могли перевестись в тот населенный пункт, где имели жилье, родных, близких и т. д. Одним словом, тогда при рассмотрении вопроса о переводе учитывались все жизненные и личные обстоятельства судей.

Примечательно также, что 21 мая 2015 г. парламентарии избрали бессрочно часть судей из работающих судов, расположенных на мирной территории Украины, и не посчитали нужным избрать бессрочно судей-переселенцев из зоны проведения АТО, документы которых поступили в парламент гораздо раньше.

Понимая сложность ситуации, сложившейся в некоторых судах Украины по вине других ветвей власти, руководствуясь интересами общества, судьи из зоны АТО не отказываются работать в таких судах. Однако справедливо задаются вопросом: «Почему мы не можем быть переведены в суды, где существуют вакантные должности, в ту местность, где проживаем со времени переезда с оккупированной территории, где самостоятельно, без всякой помощи со стороны государства обустроили свой быт и социально адаптировались?»

По информации о наличии вакантных должностей судей, размещенной на сайте ВККС Украины, в настоящее время усматривается огромное количество недоукомплектованных судов, в т. ч. в тех местах, где проживают судьи, переехавшие с оккупированных территорий. Логично и целесообразно было бы назначить их на должности в неработающие, но де-юре не ликвидированные суды и дать возможность перевестись, а не командироваться в суды, приближенные к той местности, где они и их семьи проживают, самостоятельно интегрировались и социально адаптировались. Ведь эта возможность предусмотрена ч. 3 ст. 82 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

При этом судьи продолжают оставаться патриотами и верят в свое государство, преданность которому доказали не на словах, а на деле.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Андрей Иванов, судья Перевальского райсуда Луганской области

«В соответствии с ч. 5 ст. 55 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII от 2.06.2016, Высшим советом правосудия по представлению Высшей квалификационной комиссии судей Украины, согласованному с Государственной судебной администрацией, утвержден порядок командировки судьи в другие суды того же уровня и специализации. Этот порядок устанавливает процедуру командировки судьи в качестве временного перевода в другой суд того же уровня и специализации для осуществления правосудия. Основаниями для командировки являются: невозможность осуществления правосудия в соответствующем суде; выявление чрезмерного уровня судебной нагрузки в соответствующем суде; прекращение работы суда в связи со стихийным бедствием, военными действиями, мероприятиями по борьбе с терроризмом или другими чрезвычайными обстоятельствами.

Как судья по поводу данного порядка отмечу следующее. Институт временного откомандирования судьи в иной суд того же уровня и специализации ранее отсутствовал вообще. Судью после определенной, достаточно сложной и длительной процедуры можно было только перевести в иной суд на постоянное место работы. Для лучшего понимания важности и своевременности принятого порядка приведу пример из практики. Есть районный суд, в котором осуществляли правосудие 8 судей. Из них двое ушли в отставку по возрасту, а трое перевелись в апелляционный суд. Итого по факту в суде остались работать 3 судей из 8, которые, как и все люди, болеют, ходят в отпуска, ухаживают за больными родственниками, или у них заканчиваются полномочия. Как в таком случае увеличивается нагрузка на оставшихся судей? Как минимум — в два раза, причем нужно учитывать необходимость одному из судей исполнять обязанности следственного судьи, что не дает возможности создать коллегии при рассмотрении уголовных дел. Соответственно, проблемы данного суда по организации роботы по осуществлению правосудия возрастают в арифметической прогрессии. При этом может быть так, что суд, находящийся в соседней административно-территориальной единице, полностью укомплектован, и нагрузка на судей там невелика.

Раньше такую проблему можно было решить путем либо прихода в суд новых судей после длительной и сложной процедуры, либо перевода судей, которые, возможно, еще не захотят переводиться в обескровленный районный суд. Теперь, с принятием указанного порядка, данная проблема может быть решена в кратчайшие сроки. Откомандированный судья может работать в данном суде до устранения существующей проблемы и вернуться на свое прежнее место работы. Те судьи, которые хотя бы недолго вдвоем или втроем работали за восьмерых или десятерых, поймут, насколько важен и своевременен порядок временного откомандирования судьи. Я как судья, который все-таки работал вдвоем с коллегой сразу за восьмерых судей и прошел через этот кошмар, полагаю, что данный документ очень нужен.

Что касается негодования некоторых коллег по поводу порядка командирования, хочу заметить, что те, кто сейчас негодуют, вряд ли работали «за себя и за того парня». Повода для негодования быть не должно. Можно только радоваться тому, что судебная власть теперь сможет регулировать нагрузку на судей, тем более, что командировки будут на добровольных началах».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді