Штраф за отсутствие рабочего места для инвалида

11:51, 14 июня 2011
Газета: 90
Социальная защита лиц с
Штраф за отсутствие рабочего места для инвалида
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Социальная защита лиц с ограниченными физическими возможностями является важной задачей правового и социального государства. Но в нашей стране основным источником финансирования программ по реабилитации инвалидов являются штрафы, взыскиваемые с предприятий, которые инвалидов не трудоустраивают. Причем работодатели всегда могут выбирать, принимать на работу инвалида или отделаться штрафом. Выходит, что у Фонда социальной защиты инвалидов на первом месте стоит фискальная функция, а не реальная социальная защита лиц с ограниченными физическим возможностями.

Вопросы трудоустройства инвалидов и ответственности за невыполнение норматива рабочих мест для них закреплены в Законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее – Закон). Согласно его ст. 19, все предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, использующие наемный труд, обязаны выполнять норматив по созданию рабочих мест для инвалидов. Он установлен в размере 4% среднеучетной численности штатных работников за год, а если в компании работает от 8 до 25 лиц – в размере одного рабочего места. Если предприятие этого не сделает, ему грозит внушительный штраф. Однако, как выяснила «Судебно-юридическая газета», ответственности за отсутствие инвалидов в штате можно избежать, причем благодаря судам, которые неоднократно защищали позицию работодателей, пытавшихся, но так и не трудоустроивших лиц с ограниченными физическими возможностями.

Штраф в размере годового оклада

 

Итак, если количество наемных работников в компании достигает восьми, то восьмой уже должен быть инвалидом. При этом у работодателя автоматически возникает обязанность зарегистрироваться в отделении Фонда социальной защиты инвалидов (далее – Фонд) по месту своего нахождения. По Закону, если предприятие не возьмет на работу инвалида, ему грозит штраф: в размере половины средней годовой заработной платы на предприятии за каждое рабочее место, предназначенное для инвалида и не занятое им – для предприятий, на которых работает от 8 до 15 человек, и в размере средней годовой зарплаты на предприятии – для тех, где работает больше 15 человек. Причем этот штраф не получится заплатить, когда нагрянет проверка – предприятие должно самостоятельно платить его в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение, а несоблюдение сроков влечет за собой начисление пени, исходя из 120% годовых учетной ставки НБУ на момент уплаты недоимки.

Ст. 19 Закона установлено требование к работодателям самостоятельно осуществлять трудоустройство необходимого количества инвалидов, а также предусмотрено, что выполнением норматива считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным. Поэтому устроить инвалида на полставки по совместительству не получится – нарушение норматива все равно будет. По мнению Фонда, это означает, что администрация предприятия может считать норматив по созданию рабочих мест для инвалидов выполненным только в случае, если такие рабочие места заполнены, т. е. найдено необходимое количество работников с ограниченными физическими возможностями и с ними заключены трудовые договоры. В противном случае работодателю грозят финансовые санкции.

 

Суды на стороне работодателя

 

Однако суды становятся на сторону работодателей, которые приложили все усилия для трудоустройства инвалидов, но по какой-то причине не добились успеха. Как можно доказать приложение небывалых усилий? Например, путем сдачи отчета о наличии вакансии для инвалида, которую Фонд так и не смог закрыть.

Рассматривая споры Фонда с предприятиями по поводу уплаты штрафов за невыполнение норматива, суды становятся на сторону Фонда только в случаях, если предприятие отказало инвалиду в принятии на работу, не подавало отчетность о наличии рабочих мест для инвалидов, не направляло в отделение Фонда ходатайства о направлении инвалидов. Если же работодатель исполнил все требования закона, суд в большинстве случаев его оправдывает.

Это доказывает п. 4.2 рекомендаций президиума Высшего административного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения административными судами законодательства об обеспечении права инвалидов на трудоустройство» от 14 апреля 2008 г. ?07.2-10/2, где сделан однозначный вывод, что «обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом нормативом возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости». Причем ВАСУ указал, что Законом на предприятие возложены четкие задачи, выполнение которых позволяет сказать, что норматив трудоустройства выполнен. Среди таковых: выделить и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать соответствующие условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов; обеспечить их другими социально-экономическими гарантиями, предусмотренными действующим законодательством; предоставить государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов; подавать в центр занятости отчетность о трудоустройстве инвалидов.

В справке «О результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 23 августа 2007 г. ВАСУ отмечает, что законодательно установленная альтернатива – создавать рабочие места и трудоустраивать инвалидов или платить штрафные санкции за невыполнение этой обязанности – приводит к тому, что Фонд социальной защиты инвалидов превращается в орган, который выполняет административно-хозяйственные функции и не заинтересован в трудоустройстве инвалидов. В такой ситуации острым является вопрос усовершенствования законодательства о социальной защищенности инвалидов. Одним из его направлений должно стать четкое определение в Законе не только размера штрафных санкций за невыполнение норматива по созданию рабочих мест, но и оснований для освобождения от такой ответственности – например, отсутствие инвалидов в регионе, где расположено предприятие, ненаправление их на предприятие для трудоустройства, принятие работодателем всех мер по выполнению требований законодательства относительно создания рабочих мест для инвалидов.

 

Готовим сани с лета

 

Выходит, что у работодателя остается реальный шанс доказать свою правоту в суде. Для этого нужно произвести следующие действии: во-первых, закрепить количество рабочих мест, предназначенных для инвалидов, в локальных нормативных актах, а именно в штатном расписании и коллективном договоре, а во-вторых, подать в органы государственной службы занятости «Отчет о наличии вакансий» (форма ?3-ПН), в котором указать, что на предприятии есть свободные места для инвалидов. Не помешает также направить в центр занятости, областное отделение Фонда, управление труда и социальной защиты населения, общественные организации инвалидов письма с просьбой направить инвалида для работы на предприятии. Можно разместить объявление о наличии вакантных мест для лиц с ограниченными физическими возможностями и в печатных и электронных СМИ. Чем больше осуществляемых в этом направлении шагов и подтверждающих их документов, тем больше шансов доказать в суде, что все возможные меры для недопущения правонарушения действительно были приняты.

Суды не зря становятся на сторону работодателей. Иногда трудоустроить в компанию инвалида невозможно даже при сдаче всех отчетов и наличии всех условий. А госорганы, к которым она обращается с просьбами о помощи в закрытии вакансий, бездействуют, просто дожидаясь момента, когда за ее счет можно будет пополнить казну. Так может, к ответственности нужно привлекать именно должностных лиц, а не порядочных работодателей?

Анна Воеводина, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

**Нота Бене**

 

Что нужно помнить при приеме инвалида на работу

 

В соответствии со ст. 2 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» ?875-XII от 21.03.1991, инвалидом является лицо с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной помощи и защиты. Инвалидность определяется путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы Минздрава. Виды и объемы необходимой социальной защиты инвалида предоставляются в виде индивидуальной программы медицинской, социально-трудовой реабилитации и адаптации, которая является обязательной для выполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Иными словами, каждый инвалид должен иметь документы, подтверждающие его статус (выдаются МСЭК), а именно: 1) справку о присвоении группы инвалидности; 2) индивидуальную реабилитационную программу. Эти документы инвалид должен предъявить работодателю при трудоустройстве, поскольку именно они являются основанием для предоставления соответствующих льгот вновь принятому сотруднику. При этом инвалид обязан периодически подтверждать присвоенную ему группу инвалидности, за исключением случаев, когда группа ему присвоена без указания срока переосвидетельствования. В зависимости от степени расстройства функций организма, подтверждение инвалидности происходит каждые 1–3 года путем прохождения соответствующих медицинских осмотров, результат которых подтверждается справкой МСЭК.

Необходимо также иметь ввиду, что в соответствии с требованиями КЗоТ инвалиды имеют право на дополнительные льготы и привилегии по сравнению с остальными работниками. В частности, на: трудоустройство без испытательного срока (при направлении на работу МСЭК); неполный рабочий день или неделю (устанавливается по желанию инвалида); отказ работать в ночное время и сверхурочно; предоставление ежегодного отпуска в удобное для него время; основной отпуск минимальной продолжительностью 30 (для инвалидов I и II групп) и 26 (для инвалидов III группы) календарных дней; неоплачиваемый отпуск продолжительностью 60 (для инвалидов I и II групп) и 30 (для инвалидов III группы) календарных дней; досрочное расторжение срочного трудового договора, если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению трудовых обязанностей.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей