Депутаты в зоне доступа

00:01, 25 января 2014
Газета: 3 (221)
Процедура предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата могла занять более 32 дней...
Депутаты в зоне доступа
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Как известно, среди принятых 16 января Верховной Радой законопроектов числится инициатива под №3883 «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины», который ныне вступил в силу как Закон №724-VII. Им предусмотрено упрощение процедуры снятия неприкосновенности с народных депутатов Украины и привлечения их к уголовной ответственности. Предполагается, что отмена неприкосновенности не позволит совершившим те или иные преступления депутатам скрываться от правосудия в стенах парламента и сделает всех равными перед законом.

Напомним, что депутатская неприкосновенность прописана в ст. 80 Конституции Украины. Согласно Основному закону, народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, если, конечно, эти высказывания не являются оскорбительными или клеветническими. Кроме того, парламентарии не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия парламента. Также не допускается обыск, досмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилья или служебного помещения депутата, прослушивание его телефонных переговоров и другие мероприятия, ограничивающие свободу депутата. Уголовное дело в отношении депутата может быть возбуждено лишь Генеральным прокурором Украины, но в любом случае оно подлежит рассмотрению Верховной Радой. В свою очередь, депутат имеет законное право принимать участие в обсуждении ВР вопроса о его неприкосновенности.

«Нет» волоките?

Автор законопроекта дает более развернутое объяснение, ссылаясь на ту же ст. 80 Конституции, а точнее, ее ч. 3. Он обращает внимание на тот факт, что народные депутаты Украины не могут без согласия Верховной Рады привлекаться к уголовной ответственности, а также быть задержаны или арестованы. На сегодняшний день регламентом ВР предусмотрена процедура, которая позволяет дать согласие на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата в случае совершения им уголовного преступления.

Однако, по мнению автора законопроекта, эта процедура является забюрократизированной и растянутой во времени. Например, согласно регламенту, данный вопрос предварительно в 20-дневный срок рассматривается в профильном комитете парламента, куда народный избранник должен предоставить свои письменные объяснения. С учетом срока получения письменных объяснений от нардепа и срока подготовки вопроса к рассмотрению на пленарном заседании Верховной Рады, вся процедура предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест депутата Украины может составлять до 32 дней и более. А если принять во внимание положения календарного плана проведения сессий Рады, этот срок может быть значительно дольше.

Фактически описанная выше процедура, предусмотренная действующим законодательством, создает возможности для избегания народным депутатом Украины ответственности в случае совершения им преступления. Именно эту вопиющую несправедливость должны исправить вносимые в закон поправки. И цель законопроекта №3883 заключалась именно в совершенствовании процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины.

Любой закон собирает вокруг себя позиции разных фронтов. Разбирая принятый законопроект, юристы-практики отмечают, что и при ранее действующем законодательстве не было никакого депутатского иммунитета «от всего и вся». Депутатская неприкосновенность – не индульгенция на совершение преступлений, а всего лишь особый порядок привлечения депутатов к ответственности.

Какие перемены ждут депутатов?

Законом №724-VII вносятся изменения в ст. 218–221 регламента Верховной Рады и усовершенствуется порядок предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины. Согласно этому закону, оптимизируются сроки рассмотрения таких вопросов парламентом. Все факты, связанные с привлечением к уголовной ответственности, задержанием или арестом народного депутата, рассматриваются не в профильном комитете, а непосредственно на пленарном заседании Верховной Рады при участии всего депутатского корпуса – заслушивается народный депутат, рассматриваются его письменные пояснения и т. д. Депутату в процессе рассмотрения предоставляется право на представителя, который может квалифицированно представить его интересы. И наконец, вполне логично и правильно, что народный избранник в полном объеме обеспечивается правом на защиту в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом и другими законами.

Добавим, что для предоставления Верховной Радой согласия на задержание или арест судей по-прежнему требуется предварительное заключение комитета.

Хотя данный закон был воспринят неоднозначно как самими парламентариями, так и гражданами, все же есть мнение, что вследствие его принятия будет усилена ответственность народных депутатов Украины перед своими избирателями и обществом в целом.


Международный опыт

Германия

Германский Основной закон в ст. 46 установил, что за уголовно наказуемое действие депутат может быть привлечен к ответственности или арестован только с разрешения Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деяния или в течение следующего дня. В Германии иммунитет депутата длится в течение всего срока его полномочий. Подобным же образом решается этот вопрос в Испании, Италии и ряде других стран.

Австралия

Австрийский Федеральный конституционный закон предоставляет депутатам Национального совета иммунитет в более узком объеме, хотя также на весь срок полномочий. Согласно ч. 2–5 ст. 57 этого акта, члены Национального совета могут быть арестованы за совершение уголовно наказуемого деяния только с согласия Национального совета, за исключением случаев задержания с поличным на месте совершения преступления. Согласие палаты необходимо и для производства у членов Нацсовета домашнего обыска. Однако оно не требуется на уголовное преследование, если деяние явно не связано с политической деятельностью депутата, и если со стороны депутата или 1/3 членов постоянного комитета, которому поручены такие дела, не заявлено требование об обращении к Национальному совету, чтобы он рассказал о наличии такой связи. Если требование заявлено, преследование прекращается или приостанавливается. Согласие считается полученным, если Совет в течение 8 недель не принял решения по просьбе органа, осуществляющего преследование, причем вопрос должен быть поставлен на голосование не позднее предпоследнего дня срока; период между сессиями в срок не засчитывается.

США

Конституцией США предусмотрено, что сенаторы и представители (т. е. члены Палаты представителей) во всех случаях, кроме совершения измены, тяжкого преступления или нарушения общественного порядка, будут гарантированы от ареста во время пребывания на сессии соответствующей палаты и по пути на сессию и обратно. Здесь мы видим ограничение иммунитета и по объему, и по сроку. Парламентарий в любое время подлежит ответственности за достаточно широкий круг преступных деяний.

Великобритания

В Палате общин Великобритании и в некоторых других парламентах существует понятие «преступление против парламента», которое чаще всего проявляется в неуважительном отношении к коллеге по Палате или ко всей Палате. Жалоба на такое поведение рассматривается сначала в комитете по привилегиям Палаты общин, а затем передается на пленарное заседание Палаты, которая в случае доказанности деяния принимает решение о мере наказания виновного. Такой мерой могут быть предупреждение, выговор, временное отстранение от участия в работе Палаты, тюремное заключение, исключение из состава Палаты. В США и Италии палаты формулируют только обвинение в преступлении против парламента, а затем дело передается в обычный суд.


До

1. Предварительно вопрос предоставления согласия на арест или задержание, привлечение к уголовной ответственности НД должен был рассматриваться в соответствующем комитете ВР, где Генеральный прокурор должен доказать обоснованность своего убеждения. Если бы доводы прокурора оказались недостаточными, рассмотрению в сессионном зале данный вопрос не подлежал бы.

2. Регламент предусматривал, что если представление Генерального прокурора Украины не соответствует предусмотренным требованиям, спикер ВР возвращает это представление прокурору.

3. Срок для дачи пояснений НД – 5 дней.

4. Представление рассматривается не позднее 7 дней со дня вынесения соответствующего заключения специальным комитетом.

После

1. Без предварительного рассмотрения комитетом ВР.

2. Спикер ВР исключен из процедуры, а представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест НД включается напрямую в повестку дня сессии Верховной Рады, вне очереди и без голосования, и рассматривается на пленарном заседании вне очереди и без заключения комитетов ВР.

3. Срок для дачи пояснений НД сокращен до 3 дней.

4. Представление рассматривается не позднее 5 дней со дня его внесения.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Віктор Городовенко
    Віктор Городовенко
    суддя Конституційного Суду України
  • Валерій Сагайдак
    Валерій Сагайдак
    суддя Харківського окружного адміністративного суду
  • Андрій Кирилюк
    Андрій Кирилюк
    суддя Залізничного районного суду м. Львова