Алексей Смашный,
«Судебно-юридическая газета»
Страсти вокруг функционирования общественных советов (ОС) при органах исполнительной власти не утихают, наверное, с самого начала их формирования. Много скандальных моментов было обнаружено в работе первых ОС во времена Президента В. Януковича. Тогда неправительственные организации уличили многие общественные советы в «карманных» связях с органами госвласти, при которых они функционировали и которые должны были контролировать. Очевидно, что при таком раскладе возникали сомнения в объективности и честности функционирования многих советов.
Именно так мотивировали представители новой власти очищение старых общественных советов. Правда, выбрали очень грубый способ, чем вызвали недоумение и возмущение у многих представителей общественности. В частности, было решено ликвидировать все общественные советы, которые были созданы до февраля 2014 г. Т. е. все советы, которые функционировали при В. Януковиче, должны были заполнить новые лица.
Новые правила
В апреле Кабинет министров утвердил изменения к своим же постановлениям, регулирующим вопросы реформирования и деятельности общественных советов, проведение консультаций с общественностью и общественной экспертизы. Основанием для принятия нового постановления с важными изменениями стали, по словам правительственных чиновников, многочисленные обращения представителей общественности. В то же время, множество и самих общественных советов, и органов исполнительной власти выступили за необходимость урегулирования проблемных вопросов, которые возникли во время формирования советов в последние 5 лет. Они настаивали на необходимости совершенствования процедуры проведения органами исполнительной власти консультаций с общественными институтами и поддержали проведение общественной экспертизы деятельности ОИВ.
С учетом всех этих требований и предложений Кабинет министров и принял постановление №234 от 8.04.2015, которым предусматривается внесение изменений в постановления КМУ №976 от 5.11.2008 и №996 от 3.11.2010.
Советы по-новому
Изменения, изложенные в постановлении №234, в основном касаются вопросов формирования и деятельности общественных советов. Уточняется порядок организации и проведения учредительных собраний ОС, в частности, предусматривается обнародование на официальном веб-сайте органа исполнительной власти всех документов, которые были поданы представителями институтов гражданского общества, делегированными в состав общественного совета. По мнению разработчиков изменений, это даст возможность еще на подготовительном этапе формирования общественного совета ознакомиться с кандидатами в его состав, чем будет повышен уровень прозрачности.
Как известно, ранее Кабмин предусматривал привлечение в состав общественных советов представителей институтов гражданского общества вне зависимости от направления их деятельности. Сегодня же эта характеристика останется только за ОС органов исполнительной власти, кроме министерств и центральных органов исполнительной службы. А в целом институты гражданского общества, которые планируют делегировать своих членов в ОС, должны иметь сферу деятельности, равнозначную деятельности ведомства.
Отличием от предыдущих постановлений Кабинета министров станет и определение верхнего предела количественного состава общественных советов – в них должно быть не более 35 лиц. По мнению инициаторов изменений, эта норма даст общественным советам возможность работать более конструктивно и собирать кворум для принятия решений.
Кроме того, до сих пор общественные советы функционировали без четкого понимания оснований для досрочного прекращения своей деятельности. А теперь было решено определить эти основания. Как считают юристы, это делает невозможным принятие органом исполнительной власти такого решения без обоснованных причин, но в то же время разрешит прекращать функционирование ОС, которые не исполняют свои функции.
Основания для прекращения работы общественного совета появятся в случае, если его заседания не проводились в течение двух кварталов, а также при неисполнении им без объективных причин большинства мероприятий, предусмотренных годовым планом его деятельности. Среди других причин: реорганизация или ликвидация органа, при котором функционирует общественный совет. Кроме того, сам общественный совет сможет решить вопрос о досрочном прекращении полномочий на своем заседании.
Общество и экспертиза
Среди новшеств постановления №234 эксперты выделяют также изменения в Порядок проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики. Так, был конкретизирован перечень вопросов, по которым такие консультации должны проводиться в обязательном порядке. Это вопросы, делегированные органами местного самоуправления органам исполнительной власти, вопросы о предоставлении административных услуг, о правовом статусе общественных объединений, а также касающиеся расходования бюджетных средств. Консультации по ним длятся не менее 15 календарных дней.
Также установлен срок предоставления органом исполнительной власти для рассмотрения общественному совету проектов нормативно-правовых актов, которые требуют учета общественного мнения – он составит 3 рабочих дня. При этом вся информация о проведении органом исполнительной власти консультаций с общественностью должна быть размещена на официальном веб-ресурсе органа в специальной рубрике «Консультации с общественностью».
Изменен также порядок содействия органов исполнительной власти проведению общественной экспертизы их деятельности. В частности, предусмотрена возможность проведения экспертизы, кроме институтов гражданского общества, также общественными советами при ОИВ.
Определены и сроки предоставления органами исполнительной власти информации с учетом требований уже не Закона «Об информации», а Закона «О доступе к публичной информации». Согласно постановлению, организации, которая проводит экспертизу, информация должна быть предоставлена в течение 5 или 20 рабочих дней. Что касается экспертного заключения, то в постановлении предусмотрен срок его подготовки, который составляет 3 месяца с начала проведения общественной экспертизы.
Новым в вопросе общественной экспертизы станет то, что экспертные предложения, которые подготовлены по результатам общественной экспертизы, могут подаваться в письменной и электронной форме на электронный адрес, а также должны содержать информацию об инициаторе данной экспертизы и предложения по решению проблемы.
Угрозы для советов
Изменениями к постановлению №996 от 3.11.2010 в части разработки положений об общественном совете были внесены нормы, которые в юридических кругах были восприняты неоднозначно. Дело в том, что в названном постановлении было установлено, что положение разрабатывает общественный совет и согласовывает орган власти, при котором он был создан. А в постановлении №234 указано, что положение разрабатывают общественный совет и орган власти, при котором он создан, а функция утверждения осталась за госорганом.
Угрозу деятельности общественных советов многие эксперты видят и в связи с изменениями, согласно которым общественный совет из постоянно действующего коллегиального выборного консультативно-совещательного органа превратится во «временный консультативно-совещательный орган, созданный для содействия участию общественности в формировании и реализации государственной политики».
К сожалению, с принятием некоторых изменений появляется огромный риск, что общественные советы превратятся не в самостоятельные структуры, а в послушных «младших братьев» при госорганах. Воля последних в деятельности советов будет решающей, а вся консультативно-совещательная функция сведется к банальной констатации сухих отчетов и распоряжений органов исполнительной власти.