Виктория Никитина,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Верховного Суда в разделе «Международные стандарты в сфере судопроизводства», в рубрике «Обзор прецедентного права Европейского суда по правам человека», размещен информационно-тематический листок Европейского суда по правам человека по его решениях относительно прав детей.
Информационно-тематический листок содержит ссылки на решения Европейского суда по правам человека до марта 2011 года, которые стали признанными прецедентами в применении ст. 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в делах, касающихся вопросов прав детей, в частности, образования, определения гражданства и родственных связей.
Так, в деле «Oršuš и другие против Хорватии» №15766/03 от 16.03.2010 года 15 хорватов цыганского происхождения жаловались, что стали жертвами расовой дискриминации, потому что во время обучения их поместили в классы, состоящие только из цыган.
Они жаловались, что такое специализированное обучение причинило им образовательный, психологический и эмоциональный вред.
Суд отметил, что в упомянутых школах только цыганские дети были помещены в специальные классы. Правительство оправдывало такое разделение тем, что ученики недостаточно владели хорватским языком. Однако, тесты, по результатам которых эти дети были записаны в специальные классы, не были направлены на выявление уровня владения языком, а программа последующего обучения не фокусировались на изучении языка. Определение заявителей в «цыганские» классы было необоснованным и, тем самым, нарушало ст. 2 Протокола №1 и ст. 14.
Исполнительное производство по делу продолжается.
В деле «Horvàth és Vadàzi против Венгрии» №2351/06 от 09.11.2010 года двое цыганских детей, у которых были выявлены незначительные умственные отклонения, были отправлены в коррекционный класс школы, где преподавал учитель, не имевший специального диплома для работы с такими детьми.
Они жаловались, что решение отправить их в специальный класс основывалось на их этническом происхождении, и, следовательно, имело дискриминационный характер. Они безуспешно пытались обжаловать эти действия в судах.
Суд признал жалобы неприемлемой по следующим основаниям: заявители не подали жалобу в национальный суд в соответствии со ст. 77 Закона о государственном образовании; в отношении одного из разбирательств, в котором заявители участвовали, они обратились в Европейский суд по правам человека позднее, чем через шесть месяцев после окончательного решения венгерских судов; в рамках другой процедуры, они не поднимали вопрос о дискриминации.
О практике Европейского суда в вопросе обучения детей цыганского происхождения читайте по ссылке.