Кабмин упростит условия ведения бизнеса в Украине

10:15, 14 ноября 2016
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Верховная Рада Украины внесет ряд изменений, которые упростят условия для ведения бизнеса, уменьшат коррупционные риски при администрировании налогов и сборов, устранят несогласованности и создадут благоприятную налоговую среду.
Кабмин упростит условия ведения бизнеса в Украине
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины внесет ряд изменений, которые упростят условия для ведения бизнеса, уменьшат коррупционные риски при администрировании налогов и сборов, устранят несогласованности и создадут благоприятную налоговую среду.

Так, 7 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)».

Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.

 

Развития бизнеса в Украине с помощью реформ

Так, 27 мая 2016 года распоряжением Кабинета Министров Украины №418-р утвержден План приоритетных действий правительства на 2016 год, который предусматривает ряд ключевых реформ, которые позволят обеспечить устойчивый экономический рост и создадут благоприятные условия для развития бизнеса в Украине, среди которых предусмотрено проведение реформы налоговой системы и реформирования Государственной фискальной службы Украины.

На выполнение поручения премьер-министра Украины Владимира Гройсмана Министерством финансов Украины создана рабочая группа по подготовке законопроекта относительно налоговой реформы.

«В рамках деятельности указанной рабочей группы подготовлен законопроект, который направлен на улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы, повышения прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидации распространенных схем уклонения от налогообложения, устранения несогласованностей», — отмечает Кабинет Министров Украины.

 

Цель по улучшению инвестиционного климата в стране

Как говорится в пояснительной записке, целью указанного законопроекта является улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы и администрирования налогов, что окажет положительное влияние на экономический рост, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест.

 

Изменения в Налоговом кодексе

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины, которыми предусматривается:

1) в части администрирования:

  • администрирование всех баз данных Минфином или ДП «Головфинтех» при Минфине;
  • внедрение полноценного электронного кабинета плательщика налогов (доступ ко всей налоговой информации о плательщике; проведение сверки расчетов с бюджетом; заполнение и представление налоговой отчетности; управление излишне уплаченными денежными средствами; регистрация налоговых и акцизных накладных; информирование о проверках и предоставления актов или справок проверок; переписка с контролирующим органом);
  • установление понятия уполномоченное лицо контролирующего органа — это должностное (служебное) лицо контролирующего органа, уполномоченное руководителем такого органа на выполнение определенных его функций;
  • изменение критериев принадлежности налогоплательщика к категории крупных налогоплательщиков: увеличен показатель уплаты платежей в Государственный бюджет по платежам, которые контролируются Государственной фискальной службой, с 12 до 20 млн грн; критерий доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, изменен на критерий общего объема поставки в размере 1 млрд грн;
  • решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга более бюджетный год принимается ДФС по согласованию с Минфином в случае, когда сумма, заявленная к рассрочке (отсрочке), составляет 1 млн грн и больше, если:

- ведение открытого реестра заявлений о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга на сайте ДФС;

- внедрение ведения единой базы индивидуальных налоговых консультаций на веб-сайте ДФС;

- установление приоритетности обобщающих налоговых разъяснений над индивидуальными, отмена ограничений (консультации касаются значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств) права Минфина на выдачу обобщающих налоговых консультаций;

- введение переписки контролирующих органов с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете исключительно средствами электронной связи;

- осуществление контрольно-проверочной работы на областном уровне; районные налоговые инспекции выполняют исключительно сервисные функции;

- план-график документальных плановых проверок публикуется на сайте ДФС;

- установление 30 дневного срока, в течение которого может быть проведена камеральная проверка (на сегодня такой срок установлен лишь по налогу на добавленную стоимость);

- уточнение порядка исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему — со следующего дня, за днем получения акта (справки);

- увеличение контролирующим органам срока отправки уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражения к акту проверки с двух до четырех рабочих дней до дня их рассмотрения;

- устранение противоречий в ст. 129 Налогового кодекса Украины относительно порядка начисления пени и установления вместо 120% учетной ставки НБУ 100% пени, которая начисляется налогоплательщиком вследствие самостоятельного исправления ошибок;

- ликвидация налоговой милиции и создание нового органа — финансовой полиции, деятельность которой будет регламентироваться отдельным Законом;

2) в части трансфертного ценообразования:

  1. С целью уменьшения административных расходов предприятий малого бизнеса (низкие стоимостные показатели признания операций контролируемыми и значительная девальвация гривны обусловливают необходимость подготовки отчетности и документации по трансфертному ценообразованию представителями малого бизнеса, что приводит к дополнительным расходам) предлагается для признания сделок контролируемыми:
  • годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, увеличить с 50 млн грн до 150 млн грн за налоговый (отчетный) год;
  • объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом, определенный по правилам бухучета, увеличить с 5 млн грн до 10 млн грн за налоговый (отчетный) год.

    2. С целью недопущения использования схем уклонения от налогообложения предлагается признать контролируемыми хозяйственные операции с нерезидентами, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог), или которые освобождены от уплаты такого налога.

      3. С целью упрощения и улучшения административных процедур, в частности:

  • усовершенствованы критерии включения стран в Перечень государств (территорий), операции с резидентами которых признаются контролируемыми;
  • введен механизм определения биржевой цены на основании форвардного или фьючерсного контракта;
  • методы установления соответствия условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки» приведены в соответствие с рекомендациями ОЭСР;
  • усовершенствованы требования и систематизирован перечень информации, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию;
  • предусмотрена возможность самостоятельной корректировки цены контролируемой операции до верхнего или нижнего значения диапазона цен вместо медианы диапазона;
  • усовершенствовано понятие «предварительного согласования ценообразования»;
  • предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное представление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию;

3) в части налога на прибыль:

  • исключение необходимости выполнения требований Кодекса в части обязательного наличия учредительных документов бюджетным учреждениям для получения статуса неприбыльных учреждений;
  • дополнение нормами относительно четкого определения (налогового) отчетного периода для неприбыльных организаций (налогового) отчетного периода при приобретении статуса плательщика налога на прибыль;
  • дополнение нормами о возможности получения нерезидентом документального подтверждения уплаты налога на прибыль на территории Украины;
  • уточнение порядка амортизации основных средств и нематериальных активов, начисление которой осуществляется без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета;
  • корректировка финансового результата до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств и нематериальных активов, поскольку такие расходы нельзя учитывать при расчете налога на прибыль как не связанные с получением дохода плательщика;
  • уменьшение финансового результата до налогообложения на сумму первоначальной стоимости объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов в случае продажи такого объекта, поскольку такие расходы были осуществлены налогоплательщиком при приобретении такого объекта и соответствующего увеличения финансового результата до налогообложения на сумму остаточной стоимости такого объекта, определенной согласно национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности;
  • четкое определение правовых оснований списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов, которая отвечает признакам безнадежной задолженности, определенным в Кодексе;
  • уточнен порядок расчета ограничения при выплате процентов нерезидентам, которые являются связанными лицами с плательщиком налога на прибыль, а именно конкретизируется, что такое ограничение касается исключительно процентов по долговым обязательствам, которые возникли именно перед нерезидентами - связанными лицами;
  • уточнение положения относительно избежания двойного учета при определении финансового результата до налогообложения доходов или расходов, возникновению которых для целей налогообложения происходит после 1 января 2015;
  • уменьшение минимально допустимых сроков до двух лет амортизации для основных средств группы 4 (машины и оборудование);
  • введение на период до 31 декабря 2021 года налоговых каникул (применение нулевой ставки налога на прибыль предприятий) для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 млн грн и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников является не меньшим, чем две минимальные заработные платы, при условии соответствия критериям:

- образованных в установленном законом порядке после 1 января 2017 года;

- действующих, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн и у которых среднеучетное количество работников в течение этого периода составляла от 5 до 20 человек;

- которые были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до 1 января 2017 года и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров работ, услуг) составлял до 3 млн грн и среднеучетное количество работников составляло от 5 до 50 человек;

4) в части налога на добавленную стоимость:

  • установления невозможности отмены налогового кредита по налоговой накладной/расчета корректировки к ней, составленной и зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных после 1 июля 2017 года;
  • введение механизма приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, которая подпадает под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления (критерии будут определяться Министерством финансов Украины и восстановлению такой регистрации в случае прекращения процедуры приостановления их регистрации);
  • совершенствование системы электронного администрирования НДС:

- возврат переплат налогоплательщика исключительно на счет в СЭА, зачисленных в бюджет с такого счета;

- увеличение срока регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таких налоговых накладных в ЕРНН (с 180 до 365 календарных дней) с одновременным установлением штрафа об отсутствии такой регистрации в размере 50% от суммы НДС, а также установление штрафа при нарушении сроков регистрации всех налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, в т.ч. составленных неплательщикам налога (за исключением определенных операций);

- введение единого публичного Реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС, согласно которому орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, будет в автоматическом режиме перечислять средства, которые подлежат возмещению из бюджета;

- введение публичного Временного Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, поданных до 1 февраля 2016 года, и по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость возмещены из бюджета;

- уточнение срока представления заявления об отказе от использования льготы по НДС по операциям по поставке на таможенной территории Украины угля, которая подается до наступления отчетного периода, в котором налогоплательщик предполагает использование указанной льготы (сегодня в течение такого периода);

- урегулирование налогообложения НДС операций по продаже лизинговых портфелей компаниями;

- распространение обязательного реквизита, в частности, код товара, согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной, на все без исключения товары, а также дополнение новым обязательным реквизитом для услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг;

- предоставление права на перенос налогового кредита, подтвержденного документальной проверкой контролирующего органа, при реорганизации путем присоединения или слияния с другим плательщиком НДС в состав налогового кредита правопреемника.

5) в части налога на доходы физических лиц:

  • увеличение размера суточных при командировках за границу с 0,75 размера минимальной заработной платы до 40 евро на день (не включаются в доходы физического лица);
  • расширение перечня расходов физического лица - предпринимателя от осуществления хозяйственной деятельности на суммы налогов, сборов, которые связаны с хозяйственной деятельностью такого физического лица - предпринимателя (кроме налога на добавленную стоимость для физического лица - предпринимателя, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость, акцизного налога, налога на доходы физических лиц с дохода от хозяйственной деятельности, налога на имущество); суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом; платежей, уплаченных за получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности физического лица - предпринимателя; получения разрешения, другого документа разрешительного характера, связанные с хозяйственной деятельностью физического лица - предпринимателя;
  • предоставление физическому лицу - предпринимателю права на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей);
  • предоставление права физическому лицу на обращение в контролирующий орган относительно получения консультативной помощи при заполнении годовой налоговой декларации без ограничения сроков (на сегодня до 1 марта года, следующего за отчетным периодом);
  • расширение обязанность относительно заполнения и представления налоговой декларации от имени плательщика налога на родителей — в отношении доходов, полученных малолетним/несовершеннолетним лицом или лицом, признанным судом недееспособным;
  • расширение перечня лиц - получателей благотворительной помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика, которые являются членами семьи физического лица первой степени родства, законными представителями ребенка, при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи;
  • невключение в налогооблагаемый доход сумм, уплаченных любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений на получение образования, подготовку или переподготовку студента или работника, но не выше трехкратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за каждый полный или неполный месяц обучения, подготовки или переподготовки такого физического лица;
  • снятие ограничения по размеру суммы, уплаченной за обучение, разрешается для включения в налоговой скидки налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства (в 2016 году такая сумма не должна превышать 1930 грн в месяц);
  • предоставление налогоплательщику права рассрочке уплаты в течение трех лет суммы налогового обязательства, начисленного на сумму долга (кредита), прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности по кредиту, который получен на приобретение жилья (ипотечный кредит).

6) в части единого налога: при расчете общего количества наемных лиц у физического лица - предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога, не учитывать работников, которые призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период;

7) в части акцизного налога:

  • вывод из системы электронного администрирования реализации горючего и соответственно отмены необходимости регистрации плательщиками акцизного налога лиц, которые реализуют топливо в емкостях до 2 л, кроме операций по реализации такого топлива его производителями;
  • восстановление ошибочно отмененной нормы относительно освобождения от налогообложения акцизным налогом табачного сырья табачно-ферментационных заводов, а также дополнительное стимулирование выращивания такого сырья в Украине (освобождение от налогообложения выращивания и переработки табачного сырья);
  • приведение в соответствие с Таможенным тарифом кодов согласно УКТ ВЭД, по которым облагаются акцизным налогом электромобили и отдельные мотоциклы;
  • отмена для импортированных алкогольных напитков необходимости того, чтобы сумма акциза, обозначенная на акцизной марке, соответствовала сумме акциза, действующей на дату разлива этой продукции;
  • возможность отображения в акцизной накладной нулевой суммы акцизного налога при отпуске топлива, что используется для производства неподакцизных товаров при условии предоставления налогового векселя;
  • установление для чистого бутана, который используется как стабилизатор сжиженного газа для коммунальных нужд ставки акциза на уровне ставки для пропана;

8) в части платы за землю: установить, что минимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории;

9) в части рентной платы за специальное использование воды: определить плательщиками рентной платы за специальное использование воды только первичных водопользователей, исключив из плательщиков вторичных водопользователей. Указанные изменения обеспечат упрощение процедуры администрирования рентной платы и значительно уменьшат количество плательщиков;

10) в части рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых: состав расходов, которые не учитываются при исчислении стоимости добытого полезного ископаемого (минерального сырья) по фактической и расчетной стоимости, дополнить расходами, связанными с предпродажной подготовкой, упаковкой, в т.ч. фасовкой (простым бутилированием);

11) особенностях налогообложения на временно оккупированной территории: урегулирование вопроса уплаты отдельных налогов (НДФЛ, акцизного налога, единого налога и налога на имущество) на временно оккупированной территории путем установления особых правил их администрирования — приостановление начисления штрафов, освобождение от уплаты местных налогов.

 

Принятие законопроекта упростит условия для бизнеса

Принятие и реализация предлагаемого законопроекта будет способствовать упрощению условий для ведения бизнеса, уменьшению коррупционных рисков при администрировании налогов и сборов, устранению несогласованностей, созданию благоприятной налоговой среды.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый