О съемке публичных мероприятий и съемке на улице нужно будет предупреждать заранее

14:00, 29 октября 2022
Проект Руслана Стефанчука предусматривает, что в случае осуществления видеосъемки открыто на улице или на мероприятиях публичного характера нужно заблаговременно принять достаточные меры для уведомления субъектов персональных данных о ее осуществлении.
О съемке публичных мероприятий и съемке на улице нужно будет предупреждать заранее
Источник фото: canon.ua
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как известно, согласно статье 307 Гражданского кодекса физическое лицо может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. В той же статье определено, что согласие лица на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку допускается, если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера.

В целом, по уже сложившейся практике съемка в публичных местах и ​​съемка публичных лиц, находящихся при выполнении своей государственной работы, не запрещается.

Вместе с тем, 25 октября в Верховной Раде спикер парламента Руслан Стефанчук вместе с коллегами зарегистрировал законопроект 8153 «О защите персональных данных», которым положения законодательства о правилах поведения с персональными данными, собранными в публичных местах, и ​​публичных лиц, излагаются иным образом.

В частности, в статье 11 проекта «Обработка персональных данных в результате аудио-, видео- или фотофиксации публичных мероприятий» правила съемки публичных мероприятий определены так:

В случае осуществления аудиозаписи, видеосъемки, киносъемки, фотосъемки или любой другой фиксации изображения или голоса субъекта персональных данных, независимо от используемой технологии, открыто на улице или на мероприятиях публичного характера (публичных собраниях, конференциях и т.п.), контролер обязан заранее принять достаточные меры для уведомления субъектов персональных данных об осуществлении аудиозаписи, видеосъемки, киносъемки, фотосъемки или любой другой фиксации изображения или голоса субъекта персональных данных, а также цели этой фиксации, способом, предоставляющим возможность субъекту персональных данных возразить против обработки его персональных данных.

Обнародование, в том числе публичный показ материалов видеосъемки, киносъемки или фотосъемки, на которых можно идентифицировать субъектов персональных данных, допускается при условии, что обнародование пропорционально относительно преследуемой легитимной цели, согласуется с начальной целью фиксации, учитывает принцип уважения к сути права на защиту персональных данных и предусматривает соответствующие средства защиты основополагающих прав и интересов субъекта персональных данных.

Следовательно, для проведения съемки, как следует из текста проекта, нужно сообщить лицам, которые могут попасть на видео или фото, и сообщить таким образом, что позволяет им возразить против этого.

Интересно также и то, что специальная статья 15, предусматривающая особенности обработки персональных данных для целей журналистской или творческой деятельности, не предусматривает каких-либо исключений относительно вышеупомянутых правил уведомления снимаемых лиц, установленных статьей 11.

«К обработке персональных данных для целей журналистской и творческой деятельности не применяются положения п. 1 части первой статьи 4 относительно принципов добросовестности и прозрачности, пунктов 4 и 6 части первой статьи 4, статей 18-27, статьи 34, статей 36-40 настоящего Закона», – указано в статье.

То есть, журналисты тоже должны соблюдать регулирование, установленное статьей 11, и сообщать о съемке публичных мероприятий раньше времени, если читать эту норму буквально.

Также законопроект устанавливает правила осуществления видеонаблюдения (ст. 10).

В частности, контролирующий орган утверждает типичный порядок осуществления видеонаблюдения.

Контроллер обязан разместить предупреждение о том, что осуществляется видеонаблюдение, на доступном для каждого месте на государственном языке. Предупреждение должно содержать название и контактные данные контроллера и лица, осуществляющего видеонаблюдение, если оно отличается от контроллера.

Видеонаблюдение за жильем физических лиц или в помещениях, где проживает лицо, лицами, которые там не проживают, не допускается, кроме случаев, установленных законом.

Видеонаблюдение в жилых домах и других помещениях жилой застройки, кроме того, которое осуществляется в целях расследования преступления в соответствии с уголовным процессуальным законодательством, допускается исключительно в целях обеспечения безопасности физических лиц и защиты имущества на основании согласия более половины владельцев такого здания и при следующих условиях:

1) видеонаблюдение может вестись только за входом и местами общего пользования;

2) просмотр сохраненных видеозаписей допускается только в случае противоправных действий или обоснованного подозрения.

Персональные данные, собранные в результате видеонаблюдения на основании этой статьи, могут храниться не более 6 месяцев.

Запрещается осуществление видеонаблюдения в помещениях, в которых разумно ожидается, что лицо может осуществить полное или частичное обнажение частей тела, обычно не подлежащих обнажению в публичных местах, а также в местах, предназначенных для удовлетворения гигиенических или физиологических потребностей.

 

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Вікторія Мороз
    Вікторія Мороз
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
  • Герман Анісімов
    Герман Анісімов
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Світлана Дуляницька
    Світлана Дуляницька
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Тетяна Шемета
    Тетяна Шемета
    суддя Вінницького апеляційного суду