Парламент принял в целом как закон законопроект 13266 о Военном омбудсмане. Законопроект был инициирован Президентом Владимиром Зеленским.
Напомним, что сейчас Уполномоченной Президента по вопросам защиты прав военнослужащих является Ольга Решетилова.
Закон определяет правовой статус, полномочия и организационные основы деятельности Военного омбудсмана.
Однако – определяет в очень общих чертах. К тому же, другой законопроект Президента 13267 об установлении ответственности за невыполнение требований Военного омбудсмана – не прошел пока даже первое чтение. Таким образом, пока непонятен механизм ответственности для лиц, которые не будут выполнять требования Уполномоченного.
Принятый законопроект 13266 установил, что Военный омбудсман является должностным лицом, через которое Президент осуществляет демократический гражданский контроль за сектором безопасности и обороны по вопросам обеспечения соблюдения органами военного управления (органами управления), командирами (начальниками) прав:
Военный омбудсман назначается на должность Президентом на 5 лет. Решение о назначении Военного омбудсмана на должность оформляется Указом Президента, как и решение о его увольнении.
На должность Военного омбудсмана может быть назначен гражданин Украины, который на день назначения достиг 30 лет, имеет высшее образование по степени не ниже специалиста (магистра), владеет государственным языком в соответствии с уровнем, определенным Национальной комиссией по стандартам государственного языка, и в течение последних 5 лет перед назначением проживает в Украине.
Также Президентом создается Офис Военного омбудсмана как вспомогательный орган. Аппарат Офиса Военного омбудсмана состоит из руководителя аппарата, государственных служащих, а также других лиц, которые работают по трудовому договору (контракту). Военный омбудсман может иметь первого заместителя и двух заместителей.
Военный омбудсман сможет рассматривать жалобы и проводить проверки относительно вероятного нарушения прав лиц, на которых распространяется действие этого закона.
Срок рассмотрения жалобы не может превышать 10 рабочих дней со дня ее получения, кроме случаев, когда содержание жалобы дает основания подозревать потенциальный вред для жизни и здоровья лица, прав которого касается жалоба. В таком случае срок реагирования не может превышать 3 дней.
Не подлежат рассмотрению жалобы в случае, если жалоба касается предоставления правовой позиции или толкования норм законодательства, требования жалобы являются предметом любого судебного производства и т. п.
В случае, если во время рассмотрения жалобы выявлены признаки уголовного правонарушения, об этом в определенном законодательством порядке безотлагательно сообщаются соответствующие правоохранительные органы, а в случае выявления фактов коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений – также НАПК.
Анонимные жалобы не рассматриваются, кроме случаев, если анонимная жалоба касается конкретного нарушения и содержит фактические данные, которые могут быть проверены.
Основаниями для назначения проверок являются данные, свидетельствующие о нарушении прав лиц, на которых распространяется действие этого закона, полученные из любых источников, в том числе сведения, содержащиеся в поданных ими обращениях, направленных Военному омбудсману депутатском обращении народного депутата Украины или депутатском запросе народного депутата Украины, группы народных депутатов или комитета ВР, обнародованные в медиа, сообщенные Военному омбудсману лицами на условиях конфиденциальности и т. п.
Срок проведения проверки не может превышать 30 рабочих дней. При наличии обоснованных оснований срок проведения проверки может быть продлен на такой же срок, но не более одного раза, о чем жалобщик уведомляется не позднее чем в течение 3 рабочих дней. Решение о продлении срока проведения проверки принимает Военный омбудсман или один из его заместителей.
Заключение по результатам проверки утверждается Военным омбудсманом или одним из его заместителей и направляется не позднее чем в течение 3-х рабочих дней со дня принятия заключения командиру (начальнику), наделенному дисциплинарной властью относительно военного должностного лица, или должностному лицу органа государственной власти относительно должностного лица, действия (бездействие) и/или решение которого привели к нарушению прав лица, на которое распространяется действие этого Закона, вместе с требованием о принятии безотлагательных мер по:
Соответствующий командир (начальник), орган военного управления (орган управления), должностное лицо органа государственной власти, которым направлено заключение, обязаны рассмотреть заключение в течение 10 рабочих дней со дня его получения и письменно уведомить Военного омбудсмана о принятых мерах. В случае если заключение содержит перечень рекомендованных мер для возобновления нарушенных прав лица, на которое распространяется действие этого Закона, о состоянии их выполнения соответствующий командир (начальник), орган военного управления (орган управления), должностное лицо органа государственной власти информирует Военного омбудсмана.
В исключительных случаях по обоснованному ходатайству соответствующего командира (начальника), органа военного управления (органа управления), должностного лица органа государственной власти, которым направлено заключение, срок рассмотрения заключения может быть продлен Военным омбудсманом до 30 рабочих дней, но не более одного раза.
Также Военный омбудсман сможет:
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.