Николай Рычков — путь от токаря до министра юстиции

11:09, 5 марта 2012
Газета: 8 (126)
Николай Михайлович Рычков (1897
Николай Рычков — путь от токаря до министра юстиции
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Николай Михайлович Рычков (1897 – 1959) – прокурор РСФСР, министр юстиции СССР, заместитель Главного военного прокурора СССР. Оказался единственным главой Минюста, не имевшим не то что юридического, а вообще высшего образования

 

Николай Рычков родился 20 ноября 1897 г. в поселке Белохолуницкого завода Слободского уезда Вятской губернии в простой рабочей семье. «Семья была большая, здоровье у отца слабое, и материальная нужда всегда была спутницей нашей жизни», – вспоминал позднее Николай. Он рано приобщился к труду – надо было помогать семье. С 12 лет он служил мальчиком на побегушках на заводе, где работал отец. Затем пристрастился к токарному делу и, пробыв долгое время в учениках, стал квалифицированным токарем по металлу.

 

С юности Николай постоянно тянулся к знаниям, однако учиться ему почти не довелось. Когда семья проживала в Баку, он был принят в Пушкинское начальное училище, где пробыл 2,5 года. Но учеба его закончилась, так как отец, изгнанный с работы за участие в забастовке, вынужден был перебраться на Урал. Там Николая учиться не приняли под предлогом отсутствия мест в школе. Парень по мере сил и возможностей занимался самообразованием, много, но бессистемно читал, однако ни в какие учебные заведения так и не поступил.

 

Сразу же после Октябрьской революции 19-летний Николай Рычков поступил на службу в советские органы. Первое время он был ответственным секретарем, а затем заведующим отделом Надеждинского Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1918 г. уральские рабочие избрали его делегатом V Чрезвычайного съезда Советов. В июле 1918 г. ему пришлось взять в руки оружие и стать красногвардейцем. Н. М. Рычкову довелось сражаться на Восточном фронте, но в октябре того же года он оставил военную службу и уехал на Урал, где до апреля 1919 г. служил в Белохолуницкой и Слободской уездных чрезвычайных комиссиях. Затем способному молодому чекисту доверили более ответственный пост – он становится секретарем и членом коллегии Вятской губчека. В апреле 1920 г. решением ЦК партии Н. М. Рычков был откомандирован на работу в военно-судебные органы Красной Армии. С октября 1921 г. он занимал должность зампредседателя Ревтрибунала войск ВОХР Восточно-Сибирского округа в Красноярске, а затем в течение года – в Ревтрибунале 5-й армии в Иркутске.

 

В мае 1922 г. была учреждена советская прокуратура. При этом прокурорами назначались, главным образом, члены военных трибуналов и политработники. Одним из первых военных прокуроров становится и Рычков – в октябре 1922 г. Н. И. Татаринцев, его бывший начальник по ревтрибуналу 5-й армии, выдвинул его на должность военного прокурора Восточно-Сибирского военного округа. Там Рычков прослужил до апреля 1927 г., после чего его переводят в Москву помощником прокурора в отдел военной прокуратуры Верховного суда СССР, который тогда возглавлял Петр Павловский. Служба в аппарате военной прокуратуры продолжалась 3 года. В январе 1931 г. ЦК ВКП(б) выдвинул Николая Михайловича на очень ответственный пост – члена военной коллегии Верховного суда СССР. Здесь он прослужил 6 лет. Именно в эти годы начал раскручиваться маховик репрессий, и член военной коллегии Н. М. Рычков, конечно, также был одним из тех, кто приводил его в движение. Служба в органах военной юстиции принесла Н. М. Рычкову ряд наград. 20 августа 1937 г. «за образцовое выполнение задания правительства» он удостоен ордена Ленина.

 

28 августа 1937 г. приказом Прокурора Союза ССР А. Вышинского Рычков был назначен прокурором РСФСР. Пробыл он на этом посту 5 месяцев. Когда он пришел в прокуратуру республики, то обнаружил, что на ряде важнейших участков центрального аппарата «положение было катастрофическим», особенно в отделе жалоб. Там без всякого движения лежали (большей частью в мешках) почти 20 тыс. жалоб и заявлений граждан, но оперативные отделы их почти не рассматривали. Еще более удручающее положение сложилось в областных прокуратурах. Служебная дисциплина была низкой. Направленные на места из Прокуратуры РСФСР жалобы, даже взятые на контроль, не рассматривались месяцами. На запросы прокуратуры республики местные прокуроры, по сути, не реагировали. Н. М. Рычков стал вызывать к себе прокуроров областей для личных объяснений по поводу тех или иных жалоб. К январю 1938 г. он перестроил всю работу по рассмотрению жалоб, вследствие чего в Прокуратуре РСФСР вместо 20 тыс. остались нерассмотренными всего 650 первичных и повторных заявлений.

 

12–19 января 1938 г. в Москве состоялась 1 сессия Верховного Совета СССР. На третьем, заключительном совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей с речью об образовании Правительства СССР выступил В. М. Молотов. Перечисляя состав нового Советского правительства, он просил депутатов утвердить народным комиссаром юстиции СССР Николая Михайловича Рычкова. В период работы в Народном комиссариате юстиции СССР Н. М. Рычков совместно с Прокурором Союза ССР подписал целый ряд приказов, направленных на усиление борьбы с преступностью, которые свидетельствуют о чрезвычайной жесткости проводимой тогда политики. Так, в июле 1940 г. совместно с М. И. Панкратьевым он направил на места приказ, в соответствии с которым рабочие и служащие, допустившие опоздание без уважительных причин более чем на 20 мин. после обеденного перерыва или самовольный уход с работы раньше чем за 20 мин. до обеденного перерыва, подлежали привлечению к уголовной ответственности как за прогул (вплоть до лишения свободы).

 

Особенно напряженно пришлось работать наркому юстиции СССР Н. М. Рычкову в период Великой Отечественной войны. Он направил на места множество указаний и приказов, обращая особое внимание на наведение порядка с исполнением судебных решений, необходимость чуткого отношения к обращениям военнослужащих и членов их семей. В экстренном порядке был подготовлен сборник законодательных актов о пособиях, пенсиях и льготах семьям военнослужащих рядового и начальствующего состава. В одном из своих приказов (от 29 июня 1941 г.) Н. М. Рычков отмечал, что в эти трудные для всей страны дни «прямым преступлением является волокита, бюрократизм при рассмотрении уголовных и гражданских дел».

 

Пост наркома (а с 1946 г. – министра) юстиции СССР Н. М. Рычков занимал 10 лет. За это время он дважды был награжден орденом Ленина, а 23 февраля 1945 г. – орденом Красного Знамени. Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва и депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. 28 августа 1944 г. ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта юстиции. Но вскоре над министром юстиции СССР начали сгущаться тучи. 29 января 1948 г. в соответствии с решением ЦК ВКП(б) Верховный Совет СССР освободил Н. М. Рычкова от должности министра юстиции СССР. До декабря того же года он находился в резерве Главного управления кадров, так как подходящей должности для него не оказалось. В конце 1948 г. Генпрокурор СССР Г. Н. Сафонов предложил Н. М. Рычкову должность заместителя военного прокурора Сухопутных войск, а в апреле 1951 г. назначил его заместителем Главного военного прокурора. В 1952 г. Н. М. Рычков был откомандирован в Венгерскую Народную Республику «для работы в качестве советника по вопросам суда и прокуратуры», а 5 июля 1955 г. он был уволен в отставку «по болезни».

 

Скончался Николай Рычков 28 марта 1959 г. в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области. Похоронен в Москве.

 

**Инфосправка**

 

«Товарищ Рычков слишком снисходителен к нарушениям судей»

 

«Придирки» к министру юстиции Николаю Рычкову начались сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Вначале он получил выговор от Секретариата ЦК партии за то, что без предварительного согласования с ЦК назначал на должности председателей военных трибуналов. Потом появилась записка «О неправильном стиле руководства Министра юстиции тов. Рычкова Н. М.» В ней он обвинялся чуть ли не в полном развале всей работы министерства. На него взваливалась ответственность и за создание «специальных судов», которые по своей численности стояли на втором месте после народных судов, и за нарушения, которые допускали судьи.

 

Приведем в извлечении этот примечательный документ.

 

Записка Секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецову

в отношении министра юстиции Н. М. Рычкова от 1 декабря 1946 года

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. КУЗНЕЦОВУ А. А.

 

О неправильном стиле руководства Министра юстиции Союза ССР тов. Рычкова Н. М. (извлечение)

 

В работе судебных органов страны на протяжении последних лет и в настоящее время продолжают оставаться глубоко укоренившиеся серьезные недостатки. Этими недостатками являются: массовые нарушения законов при рассмотрении судебных дел, безответственность судей за эти нарушения, волокита, многочисленные случаи злоупотреблений по должности и дискредитации, бюрократического отношения к запросам трудящихся, слабая юридическая квалификация судей и ревизоров, плохой подбор кадров, особенно народных судей. Одной из главных причин такого положения дел в органах суда и юстиции является неправильный, формально-бюрократический стиль руководства Министерства юстиции СССР.

 

Деятельность Министерства юстиции СССР выражается в бесконечном количестве всякого рода письменных указаний, в многочисленных заседаниях и совещаниях, в бесполезных большею частью для дела различных обобщениях, в получении многочисленных отчетов и переписке с местами. Ревизии, которые, кроме различных совещаний и директив, проводит Министерство юстиции, также очень мало помогают делу. Еще 23 мая 1941 г. решением ЦК ВКП(б) «О работе Управления судебных органов Наркомюста СССР» было отмечено плохое качество ревизий и слабость ревизорского состава. Однако положение дел не изменилось. По-прежнему кадры ревизоров слабы, выезжают они на ревизии без серьезной предварительной подготовки, ограничиваются констатацией недостатков, не принимая на месте необходимых мер к их устранению. Да и недостатки вскрываются больше поверхностно, без необходимого глубокого анализа их причин. Указанным выше решением ЦК ВКП(б) было предложено т. Рычкову реорганизовать Управление судебных органов, так как суды, согласно Конституции СССР, не управляемы, а подчиняются только закону. Тов. Рычков не выполнил указанного решения ЦК ВКП(б) до настоящего времени.

 

Следует отметить, что серьезным пороком в работе т. Рычкова является стремление смягчить остроту недостатков в работе органов юстиции с одной стороны, а с другой – нежелание портить отношения с ведомствами. Тов. Рычков, например, считает неправильными такие оценки, как массовые нарушения законов судьями. Он заявил, будучи в ноябре с. г. на беседе в ЦК ВКП(б), что нет оснований говорить о массовом характере нарушений судьями законов, так как к общему количеству дел, рассматриваемых судьями, отменяемые приговоры по уголовным делам составляют в среднем незначительный процент…

 

… Вносим предложение вызвать т. Рычкова на беседу в ЦК ВКП(б) и одновременно просим Вас разрешить отделу Управления кадров ЦК ВКП(б) направить настоящую записку в личное дело т. Рычкова как заключение о его работе.

 

Зам. начальника Управления кадров ЦК ВКП(б) (Никитин)

Зам. зав. отделом Управления кадров ЦК ВКП(б) (Бакакин)

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Спірідонов
    Михайло Спірідонов
    голова Харківського окружного адміністративного суду
  • Олена Фонова
    Олена Фонова
    суддя Господарського суду Луганської області