У того, кто хотя бы раз сталкивался с бюрократической машиной, вряд ли остались приятные впечатления и/или удовлетворенность от общения с представителями власти. Да и в целом получение, скажем, лицензии (разрешения) или какой-либо справки/выписки вряд ли можно сравнить с оказанием услуги. Вместе с тем, законодательство Украины уже несколько лет использует термин «административная услуга», предъявляя к оной определенные требования, разрабатывая стандарты и пр. На сегодня в отечественном правовом поле существует ряд подзаконных актов, посвященных оказанию административных услуг тем или иным ведомством. Впрочем, толку от этого мало.
И вот, наконец, в ВРУ внесен законопроект, который может стать своеобразной панацеей если не от всех, то от большинства бюрократических проволочек. Речь идет об инициированном КМУ проекте Административно-процедурного кодекса Украины (далее – АПК). По словам разработчиков законопроекта №11472, зарегистрированного 3 декабря с. г., в административном законодательстве Украины именно процедурная часть является наименее развитой, поэтому принятие Кодекса впервые позволит урегулировать на законодательном уровне всю совокупность многообразных отношений между органами исполнительной власти, местного самоуправления и физическими, юридическими лицами. Отметим, что заключительными и переходными положениями установлено, что АПК вступит в силу через 6 месяцев после его опубликования, но не ранее 1 января 2014 г.
Что представляет собой свод процедурных законов? Нельзя сказать, что по своей структуре АПК и, скажем ГПК, ХПК сильно разнятся. Тем не менее, свои особенности, присущие процедурной стороне вопроса, проект Кодекса все же содержит.
Заслуживают внимания
Разумеется, этому документу придется еще не раз отправляться на доработку, хотя уже сейчас в нем содержатся многие нормы, заслуживающие внимания.
Так, к примеру, ст. 30 гл.1 раздела II предусматривает, в частности, что лицу предоставлено право подать ходатайство об отводе должностного или служебного лица административного органа, рассматривающего админдело, по причине личной, прямой или опосредованной (непрямой) заинтересованности в результатах рассмотрения и/или решения административного дела или при наличии иных обстоятельств, вызывающих сомнения в непредвзятости. Разумеется, эта норма предусматривает и самоотвод должностного лица.
Ст. 53 гл. 6 раздела II вводит новое для украинского законодательства понятие – процедурные сроки. Это установленные законом или административным органом сроки, в рамках которых совершаются процедурные действия. Они определяются днями, месяцами и годами, а также могут определяться указанием на событие, которое непременно должно наступить.
Ст. 55–59 гл. 1 раздела III устанавливают требования к лицу, имеющему право на подачу заявления в административные органы, форму и содержание, порядок подачи такого заявления. Кроме того, ст. 59 АПК предусмотрен порядок проведения личного приема должностным или служебным лицом админоргана. Так, личный прием заявлений должен проводиться по установленному графику с указанием места и времени приема. Личный прием проводится должностными или служебными лицами административного органа, оказывающего админуслуги, не менее 34 часов в неделю, в т. ч. в субботу – не менее 4-х часов.
Ст. 81 гл. 5 раздела III предусматривает основания для проведения слушаний в административном деле. Обязательно слушания должны проводиться в случае наличия у участников производства противоположных интересов и в иных случаях, установленных законом. Согласно ч. 3 ст. 81, слушания не проводятся, если все участники административного производства отказались от участия в нем, о чем указано в материалах админдела, или если согласно закону требуется немедленное принятие решения.
Ст. 116 гл. 2 раздела VI определяет, что административный акт, направленный на исполнение какого-либо действия или воздержания от каких-либо действий, может быть принудительно приведен в исполнение при помощи мер принуждения, таких как: выполнение действий за счет обязанной стороны – адресата административного акта; денежное взыскание; непосредственное принуждение. Причем, согласно ст. 117, принудительное исполнение административного акта обеспечивается административным органом, его выдавшим (органом исполнения), кроме случаев, предусмотренных законом.
Вместо заключения
По словам авторов законопроекта, при работе над документом был использован опыт зарубежных стран. Как отмечено в пояснительной записке, в большинстве европейских стран эффективно действуют кодифицированные акты, посвященные детальной регламентации процедур в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в части их взаимодействия с физическими и юридическими лицами. Примерами тому – ФРГ, где существует закон об административной процедуре, Австрийская Республика – Общий закон об административной процедуре, Польша – Кодекс административного производства и др.
Понятно, что некоторые нормы этого законопроекта если и будут приняты в настоящей редакции, то воплощаться в жизнь будут тяжело. Ведь чтобы на практике «вписать» отношения между властными органами и гражданами в рамки определенных процедур с установленными сроками, должно пройти немалое время, которое сотрет устоявшиеся стереотипы всемогущества чиновников и раболепия граждан.
ТОП-7 нововведений АПК
1. Принцип «молчаливого согласия»: заявление лица считается удовлетворенным, если в установленный законом срок для принятия админакта он не принят, и лицу не направлен иной ответ.
2. Принцип разумного срока: любые админуслуги должны предоставляться гражданам оперативно, а не в последний день предельного срока.
3. Возмещение морального и материального ущерба, причиненного лицу в результате принятия незаконного решения, совершения незаконного действия или бездеятельности органа власти или его должностного лица.
4. Принудительное исполнение админакта за счет обязанного лица.
5. Презумпция правомерности действий и требований лица: орган обязан признавать их правомерными, пока иное не доказано в результате рассмотрения админдела.
6. Принцип «единого окна»: админорган обязан самостоятельно организовать осуществление максимально возможного количества процедурных действий, истребование дополнительных документов и сведений, получение согласований и выводов, необходимых для рассмотрения и решения админдела.
7. Создание госорганами комиссий, действующих на общественных началах, которые будут заниматься рассмотрением жалоб.