Загранпаспорт – за полчаса

22:14, 13 июня 2014
Газета: 23 (241)
Административные услуги усовершенствуют: новая инициатива Минюста...
Загранпаспорт – за полчаса

 

Кристина Левчук,
«Судебно-юридическая газета»

Не так давно Кабинет министров издал постановление №523-р, которое существенно расширяет полномочия центров предоставления административных услуг. Подобный шаг был предпринят по инициативе министерства юстиции Украины. Как считают сторонники такой реформы, это поможет искоренить коррупционную составляющую, с которой часто сталкиваются люди при оформлении заграничных паспортов, документов на землеустройство, разрешительных документов, включая вопросы противопожарной и санитарной безопасности субъектов хозяйствования и т. д. Получение таких услуг в единых центрах предоставления админуслуг существенно сократилось во времени.

Главными инициаторами принятия постановления №523-р стали министр юстиции Украины Павел Петренко, эксперт Института политического образования Александр Солонтай, а также инициатор пакета реформ админуслуг и участник рабочей группы по их разработке Виктор Тимощук. Как они отметили, изменения не являются окончательными, поскольку планируется активное дальнейшее сотрудничество с Минюстом по наработке такого рода реформ.

Какие услуги предоставляют административные центры?

Указанное постановление КМУ существенно расширяет спектр услуг, которыми гражданин сможет воспользоваться в административных центрах. К примеру, там можно будет регистрировать гражданские объединения, подавать уведомления о создании гражданских объединений, вносить в реестр необходимые записи касательно ГО (уведомления об изменении статуса или руководящего состава объединения, о смене наименования, о решении о самороспуске и т. д.). К админцентрам перешел и ряд полномочий, касающихся печатных средств массовой информации, а именно: по государственной регистрации печатных СМИ с местной сферой распространения, их перерегистрации, выдаче дубликатов свидетельств о госрегистрации и определении их недействительными по запросу основателя.

Отметим, что теперь оформить паспорт гражданина Украины и загранпаспорт также можно в центре предоставления административных услуг. Согласно постановлению №523-р, представители таких центров осуществляют: оформление и выдачу (или обмен) паспортов гражданина Украины для выезда за границу (можно будет запросить и срочное оформление); оформление и выдачу проездных документов ребенка; оформление и выдачу паспортов гражданина Украины; оформление и выдачу паспортов в случае обмена поврежденного, утраченного или украденного; вклеивание в паспорт гражданина Украины фотографии по достижению им 25- и 45-летнего возраста.

Оформление регистрации и снятия с регистрации места жительства также будут производить представители админцентров. Сюда относится и регистрация места пребывания человека, и оформление и выдача справки о регистрации места проживания или места пребывания.

Процедуры регистрации, связанные с землей, теперь также можно оформить в админцентрах. В частности, речь идет о: государственной регистрации земельных участков с выдачей извлечения из Государственного земельного кадастра; выдаче справок, которые содержат обобщенную информацию о земельном участке; выдаче справок о наличии и размере земельной части (пая), справок о наличии в Госземкадастре информации о получении в собственность земельного участка в границах норм неоплатной приватизации по виду ее целевого использования, извлечений из технической документации о нормативно-денежной оценки земли.

Кроме того, постановление №523-р регулирует ряд процедур по регистрации юридических лиц. Центр предоставления административных услуг сможет помочь гражданину оформить государственную регистрацию юридического или физического лица, которое собирается стать предпринимателем; выдать выдержку, выписку, справку из Единого государственного реестра юридических лиц и ФОП; оформить госрегистрацию изменений в учредительных документах юрлиц; включить необходимые сведения (в т. ч. изменения) в ЕГР и т. д.

Мнение инициаторов реформы

В поддержку реформы админуслуг П. Петренко решил лично воспользоваться услугами одного из админцентров, чтобы обменять свой заграничный паспорт. По его словам, новая схема этой процедуры намного лучше прежней, ведь раньше приходилось проходить несколько ведомств, чтобы собрать справки, и лишь потом подавать документы на паспорт. А принятое КМУ постановление предусматривает исполнение всего комплекса связанных с выдачей паспорта услуг едиными центрами предоставления административных услуг. По словам П. Петренко, ранее органы Министерства юстиции предоставляли более 24 видов административных услуг, а теперь они первыми фактически отказываются от них и передают их админцентрам.

Такие центры административных услуг будут по всей Украине – в каждом административном центре, которых не менее 690. Одними из лучших, по мнению министра, являются центры в Киеве, Луцке, Харькове и Николаеве.

По словам А. Солонтая, данная система поможет искоренить коррупционную составляющую, которая возникает при оформлении админуслуг. Эсперт полагает, что таким образом люди получат качественные и дешевые услуги за небольшой промежуток времени. Также планируется усовершенствование реформы, и сами инициаторы рассчитывают, что с этой целью будет принят еще не один законодательный акт.

Очевидно, органам местного самоуправления необходимо предоставить больше полномочий в вопросе контроля за оказанием админуслуг. Но этот шаг требует обширной подготовки и может быть отложен на год или, максимум, полтора.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Виктор Тимощук, эксперт по вопросам публичной администрации

– С одной стороны, хорошо, что министр юстиции выступил сторонником того, чтобы админуслуги предоставлялись через ЦПАУ, а также поддерживает идею децентрализации власти, т. е. делегирование части полномочий органам местного самоуправления. Наше сотрудничество может в дальнейшем базироваться на реализации этой идеи и разработке необходимых нормативных актов. Речь идет о том, что будет создаваться рабочая группа, чтобы вместе делать несколько вещей. Во-первых, надо внести поправку в Закон «Об административных услугах» с тем, чтобы предоставить возможность представителям органов власти, в т. ч. миграционной службы, Укргосреестра и т. д. работать в центрах предоставления административных услуг. Также нужно оперативно предоставлять информацию самому Министерству юстиции, т. к. правительство должно знать, где ЦПАУ работают эффективно, а где нет. И тут мы готовы предоставить свою методику мониторинга таких центров. Важно, чтобы общественные активисты по всей Украине предоставляли свою информацию о них, сообщали, где есть готовая инфраструктура, а где есть проблемы.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн