Директор Департамента технического регулирования и метрологии Минэкономразвития Украины Леонид Виткин: «Ключевая задача нашего Департамента – ускорить процесс реформ»

22:09, 29 августа 2014
Газета: 33 (251)
Полностью упраздняется обязательное применение стандартов...
Директор Департамента технического регулирования и метрологии Минэкономразвития Украины Леонид Виткин: «Ключевая задача нашего Департамента – ускорить процесс реформ»

Техническое регулирование является одним из ключевых элементов Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Правительство Украины готовится к выполнению положений Соглашения путем реформирования системы технического регулирования в Украине и приведения ее в соответствие с системой, функционирующей в ЕС. В этом году приняты концептуально важные для отечественной экономики законы «О стандартизации» и «О метрологии и метрологической деятельности», готовится к принятию проект Закона «О технических регламентах и оценке соответствия». В них заложены первые шаги, которые дадут промышленности страны современные стандарты, позволяющие полноценно работать на экспорт. Какие мероприятия запланированы в этом направлении? На этот и другие вопросы в своем интервью нашему изданию ответил директор Департамента технического регулирования и метрологии Министерства экономического развития и торговли Украины Леонид Виткин.

– Леонид Михайлович, какие первоочередные задачи на данный момент стоят перед Департаментом технического регулирования?

– В первую очередь, перед Департаментом поставлена задача (и этого требуют как правительство, так и Президент) ускорить реформу в сфере технического регулирования. Сейчас мы усиливаем Департамент квалифицированными специалистами.

Задана цель диверсификации рынков, но для ее реализации необходимо, чтобы украинская продукция соответствовала требованиям международных и европейских стандартов, требованиям безопасности в соответствии с техническими регламентами, которые разрабатываются с учетом европейских директив. Поэтому ключевая задача нашего Департамента, как и Минэкономразвития в целом – ускорить процесс реформ для того, чтобы обеспечить надежную защиту жизни и здоровья людей методами технического регулирования.

С нами плечо к плечу работают коллеги, которые в соответствии с недавно выстроенной системой государственного рыночного надзора осуществляют надзор за продовольственной продукцией. Если мы в достаточно короткий срок выстроим систему технического регулирования по международным и европейским нормам, и она будет признана в мире, соответственно, украинская продукция получит выход на мировые рынки. В первую очередь мы говорим о рынке европейском, ведь как известно, подписано Соглашение об ассоциации, ожидается его ратификация, и важной составляющей этого Соглашения являются вопросы, связанные с техническим регулированием, а именно усовершенствование базового законодательства в этой сфере.

Кроме того, необходимо оценить технические возможности наших органов по оценке соответствия выполнять оценку соответствия продукции по европейским и международным стандартам, дополнительно провести их оснащение современным испытательным оборудованием. Таких непростых вопросов очень много, но их нужно быстро решать, потому что экономика и промышленность не могут ждать. Именно поэтому было проведено внутреннее переформатирование Департамента технического регулирования, происходят кадровые изменения. Мы обновили Стратегию развития системы технического регулирования на 2015–2018 гг., и она уже подана на согласование центральным органам исполнительной власти.

Стратегия предусматривает ключевые моменты, о которых я говорил – это приведение базового и секторального законодательства в соответствие с передовыми европейскими стандартами. Также это признание украинской системы аккредитации, построение новой метрологической системы по требованиям Международной организации законодательной метрологии (OIML). Т. е. это очень широкий комплекс задач. Они трудно достижимы, но, на мой взгляд, реалистичны.

Приняты Закон Украины «О стандартизации», который вступит в силу с 3 января 2015 г., и Закон «О метрологии и метрологической деятельности», который будет действовать с 3 января 2016 г. На очереди принятие Верховной Радой Украины третьего базового закона – «О технических регламентах и оценке соответствия». Для их реализации мы подготовили планы-графики по всем трем направлениям. Таким образом, мы надеемся, что наше законодательство в сфере технического регулирования будет полностью обновлено, и это позволит делать следующие шаги – формировать секторальное законодательство и принимать технические регламенты.

На сегодняшний день уже принято 46 технических регламентов, из них 43 – на основе европейских директив нового глобального подхода. Под них нам нужно принять большое количество стандартов. На ближайшую перспективу – принятие в этом году 2 тыс. стандартов, что будет доказательной базой в соответствии с приоритетными техническими регламентами, которые определены в Соглашении о зоне свободной торговли, подписанном 27 июня с. г. Президентом Украины. И это далеко не полный перечень задач.

У нас есть четкие планы, утвержденные руководством Министерства экономического развития и торговли – по стандартизации, метрологии и третьему направлению – это подписание Соглашения между Украиной и Европейским Союзом об оценке соответствия и взаимном признании украинских и европейских сертификатов. Подписание этого Соглашения, как неотъемлемой части Соглашения о зоне свободной торговли, как раз и будет свидетельствовать, что мир признал украинскую систему технического регулирования. А если он ее признает, значит, наша продукция без лишних препятствий (так называемых технических барьеров) будет поставляться на европейские и мировые рынки. В этом заключаются наши ключевые задания, и Стратегия, о которой я говорил, как раз и должна обеспечить дальнейшее развитие системы технического регулирования.

– Какие именно нормативные акты, над усовершенствованием которых работал Департамент технического регулирования и метрологии, являются базовыми?

– Результатом работы Департамента стало то, что украинскими экспертами при участии европейских экспертов (со стороны Европейского Союза нам предоставляется техническая помощь в разработке базового секторального законодательства) были подготовлены два уже принятых закона – о стандартизации и о метрологии. Третий проект закона о технических регламентах также был подготовлен общими усилиями, и есть надежда, что до конца текущего года он будет принят.

Второй, не менее важный приоритет, над которым мы сейчас работаем – это технические регламенты и стандарты под них. В Соглашении о зоне свободной торговли, если вы посмотрите гл. 3 и приложение 3, определено как базовое, так и секторальное законодательство. Кроме того, определены 4 приоритета секторального законодательства относительно наиболее популярной в количественном выражении продукции, которая сейчас поставляется в ЕС: электротехническая, простые сосуды высокого давления, машины и механизмы. Как видно из перечня, это продукция с высокой степенью переработки, не сырье и не полуфабрикаты. Мы как раз определили эти технические регламенты, и они должны быть приняты в первую очередь.

Стоит сказать, что они приняты и приведены в соответствие с европейскими, но Европейский Союз тоже не стоит на месте. В феврале с. г. там приняли в новой редакции технические регламенты магнитной совместимости, безопасности низковольтного электрического оборудования, простых сосудов высокого давления. Поэтому мы должны привести свои технические регламенты в соответствие с обновленными версиями европейских директив. Таким образом, работа продолжается.

Не менее важно принятие стандартов, которые являются доказательственной базой соответствия техническим регламентам. О 4 технических регламентах я уже упомянул – это низковольтное оборудование, магнитная совместимость, машины и механизмы, простые сосуды высокого давления. Порядка 800 стандартов мы уже приняли, но необходимо принять еще 3,5 тыс. Только под указанные 4 директивы планируется принять 2 тыс. стандартов. Ясно, что это достаточно большое количество, и если принимать их методом перевода на украинский язык, по нашим расчетам, необходимо порядка 140 млн грн. В условиях нынешней сложной экономической ситуации остается надеяться на европейскую финансовую и техническую помощь. Сначала мы планируем принять их методом подтверждения, т. е. сообщаем, что стандарты принимаются на языке оригинала – английском, а потом надеемся на приобщение бизнеса и средств бизнеса для перевода стандартов, чтобы ими можно было пользоваться. Это ключевые задачи на ближайшие 6–9 месяцев, и мы надеемся, что планы-графики, о которых я говорил, помогут вовремя их выполнить.

– Какое практическое значение имеет решение указанных Вами задач для отечественной бизнес-среды?

– Конечно, когда меняется базовое законодательство – это серьезное испытание для бизнеса, поскольку он привык работать по одним правилам, и к изменениям его нужно готовить.

Начну не с содержания упомянутых законодательных актов, а с того, как помочь бизнесу. Так, мы планируем параллельно с реализацией законов о стандартизации, о метрологии и третьего, который будет принят, развернуть широкомасштабную просветительскую кампанию в обществе для того, чтобы бизнес понимал, что его ожидает, какие требования к изготавливаемой продукции поставлены в свете высоких европейских и международных стандартов. Эта кампания предусматривает не только мероприятия в центре – например, как проведенная нами в июле с. г. широкомасштабная конференция, на которой состоялась презентация первого шага кампании и обновленной Стратегии развития системы технического регулирования. Необходимо проводить эту кампанию, в первую очередь, на региональном уровне. Для этого готовится соответствующий план мероприятий. В ответ на наш запрос мы ждем конкретных предложений от региональных центров, органов сертификации, технических комитетов.

В данной кампании нужно использовать не только традиционные методы (в частности, средства массовой информации), но и современные информационные технологии – создание соответствующих порталов, веб-страниц. Приведу в пример ЕС, где производитель может обратиться к определенному сайту, чтобы в зависимости от того, какую продукцию он выпускает или готовиться выпускать, найти, какие технические регламенты распространяются на эту продукцию, каким стандартам она должна соответствовать, какие есть требования к ней, к каким органам по оценке соответствия он может обратиться, где провести соответствующие измерения, какие методы этих испытаний, методические рекомендации и т. д. Это позволяет европейским производителям иметь достаточный объем необходимой и полезной информации, чтобы надлежащим образом придерживаться установленных требований. Без этого изменить ситуацию к лучшему, я считаю, нельзя. Общество должно понимать, чего от него требуют новые законы, и быть готовым их выполнять.

Причем одновременно с бизнесом должны быть подготовлены и потребители – они должны быть сориентированы на потребление качественной и безопасной продукции, понимать требования к этой продукции, важность выполнения этих требований. Данный момент должен сопровождать изменение правовой среды, которая связана с принятием новых стандартов.

– Какие изменения ожидают сферу стандартизации в первую очередь?

– Сейчас национальным органом стандартизации является Минэкономразвития, наш Департамент, который выполняет эти функции. Согласно Закону «О стандартизации», данные функции передаются от органа исполнительной власти органу стандартизации на уровне институций. Существует Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества (УкрНИНЦ), ему и планируется передать эти полномочия. Готовится целый ряд нормативно-правовых актов, обновленные версии основных стандартов в сфере стандартизации, и полномочия по разработке и принятию этих стандартов передаются от Министерства экономического развития и торговли именно такому специализированному учреждению, как это происходит во всем мире.

Вторым важным моментом будет то, что согласно с новым Законом, полностью упраздняется обязательное применение стандартов. Стандарты являются добровольными к применению. Так во всем мире, кроме стандартов, которые являются доказательной базой соответствия техническим регламентам. Еще один ключевой момент – отменяется согласование центральными органами исполнительной власти проектов стандартов. Сейчас это очень сложная и длительная процедура.

Также перед принятием закона о стандартизации были внесены изменения в целый ряд законов и, в частности, в декрет Кабинета министров Украины «О стандартизации и сертификации» относительно регистрации технических условий. В новом законе предусмотрено, что отменяются так называемые отраслевые стандарты, и есть переходной период 15 лет, чтобы перейти от отраслевых стандартов либо повысить их до уровня национальных стандартов с использованием соответствующих международных и европейских стандартов, если они существуют, или перевести их на уровень стандартов организаций, предприятий и учреждений.

Еще один немаловажный аспект, который соответствует современной международной и европейской практике – это создание единого органа стандартизации, функции которого будет выполнять соответствующее научное учреждение. Сейчас в Украине действуют два национальных органа стандартизации. Один связан со строительными материалами – эти функции исполняет Минрегион, и Минэкономразвития – по всем другим видам продукции. Согласно Закону, создается единый орган, которому передаются все полномочия, в т. ч. относительно участия в международных и региональных организациях.

Отмечу, что стандарты все равно будут приниматься техническими комитетами согласно Кодексу добросовестной практики в сфере стандартизации Соглашения о технических барьерах в торговле. УкрНИНЦ (возможно, впоследствии у него будет другое название) будет координировать работу технических комитетов, где будет создаваться такой продукт, как стандарт, и именно это научное учреждение будет их утверждать. На сегодня стандарты утверждает Минэкономразвития.

Это первые важные шаги, которые мы должны сделать уже в этом году. Кабинетом министров Украины установлен достаточно жесткий 3-месячный срок, т. е. мы должны принять все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность национального органа стандартизации, до ноября. Соответственно, второе важное задание в этой сфере – принятие стандартов для того, чтобы заработали технические регламенты, была признана наша система технического регулирования, и украинская продукция получила доступ к европейским и мировым рынкам.

– А в сфере метрологии каких изменений следует ожидать?

– Закон «О метрологии и метрологической деятельности» устанавливает новую систему метрологии, которая отвечает последним рекомендациям Международной организации законодательной метрологии. Согласно с этим Законом распределяются административно-хозяйственные функции, уменьшается нормативное регулирование в сфере метрологии, осуществляется переход от государственных приемочных испытаний к процедуре оценки соответствия средств измерительной техники требованиям технических регламентов, как это происходит в Европейском Союзе и как регламентирует OIML, устраняются определенные монополисты, которые действуют в сфере метрологии, шире приобщается частный бизнес.

Основной критерий независимо от формы собственности – это компетентность. Организации, способной осуществлять соответствующие измерения, полномочия передаются именно на основании ее компетентности. Очень важный момент, что Украина пока не является полноправным членом Генеральной конференции по мерам и весам – лишь ассоциированным, она только подписала Соглашение о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений.

Построение, обновление метрологической системы даст нам возможность стать полноправным членом Генеральной конференции по мерам и весам, а наши украинские сертификаты в сфере метрологии также будут признаваться во всем мире. Для этого нам необходимо обеспечить соответствующие сравнительные сличения наших национальных эталонов.

На сегодня в Украине 69 первичных и 69 вторичных эталонов. Нужно провести их сличение с национальными эталонами передовых стран в сфере метрологии, а также обеспечить подачу соответствующей информации о позитивных результатах этих сличений в Международное бюро по мерам и весам (BIPM). Сегодня у нас, конечно, есть определенные достижения – некоторые наши эталоны соответствуют лучшим международным и европейским эталонам. Но этого недостаточно для признания отечественной системы и получения полноправного членства. Именно Закон о метрологии позволит нам перейти к национальной системе метрологии, которая полностью отвечает международным и европейским требованиям.

Можно привести количественный пример, насколько сложной является данная работа, и срок ее тоже ограничен – если у нас есть 3 месяца для реализации закона о стандартизации, то в сфере метрологии с учетом большого объема работы дано полгода, но при этом следует помнить, что нам необходимо разработать 41 нормативно-правовой акт.

Мы определили приоритеты. До конца августа нужно подготовить первые редакции проектов наших технических регламентов на основе европейских метрологических директив. Подчеркну, у нас есть четкие планы, утвержденные руководством Министерства, по реализации Закона о метрологии. На сегодняшний день они четко выполняются, и я уверен, что эта работа также будет успешно завершена.

– Что конкретно даст украинской экономике полноправное членство в указанных организациях?

– Для бизнеса, который занимается такой сложной специфической деятельностью, как выпуск средств измерительной техники, есть 12 видов измерений, по которым мы уже подтвердили свою компетентность через механизмы сличения наших эталонов с лучшими мировыми образцами, и по ним открывается достаточно широкая дорога на мировой рынок. Ведь для того, чтобы получить доступ к нему, сегодня, не имея полноценного членства, нам необходимо подтверждать, что наша продукция, в частности средства измерительной техники отвечают установленным требованиям.

Роль государства заключается как раз в том, чтобы упростить доступ к рынку. Это касается и специфического бизнеса, который занимается производством и продажей измерительной техники.

– С чем была связана и решена ли проблема задержек при выдаче разрешительных документов органам сертификации и оценки соответствия?

– Действительно, у нас длительное время были вопросы, связанные с такими задержками. Сейчас мы наладили работу, и процесс назначений органов сертификации и оценки соответствия происходит прозрачно – мы руководствуемся лишь компетентностью тех организаций, которые претендуют на назначения. Было принято решение создать при Минэкономразвития комиссию, которая на основе компетентности будет определять и предоставлять министру рекомендации относительно предоставления таких полномочий. 21 июля приказ о создании комиссии был подписан, 24 июля и 14 августа состоялись ее первые заседания. Все материалы рассмотрены, и по ним были приняты соответствующие решения.

Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн