Мария Дунай,
специально для «Судебно-юридической газеты»
В 2014–2015 гг. произошло много событий, которые мешают считать Российскую Федерацию дружественным соседом и «старшим братом». Статус России как страны-агрессора на сегодня закреплен законодательно постановлением Верховной Рады Украины от 27 января с. г. со ссылкой на Устав ООН и резолюцию Генеральной ассамблеи ООН 3314 «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. Тем не менее, имеют место случаи публичного непризнания или оправдания отдельными лицами военной агрессии РФ против Украины, а также изготовления и/или распространения различного рода материалов, которые отрицают или оправдывают такую агрессию.
В Украине продолжается мобилизация, а вместе с ней и скандалы, связанные с призывом в Вооруженные Cилы. Так, в стране развернулась кампания публичных призывов к уклонению от призыва по мобилизации. Некоторые объясняют дестабилизацию украинского общества мощной и централизованной российской пропагандой. Но что это – реализация гарантированной Конституцией свободы слова или общественно опасное деяние? Ни в Уголовном кодексе Украины, ни в Кодексе об административных нарушениях не существует статей, диспозиция которых подходила бы под указанные действия, а как известно, «разрешено все, что не запрещено».
9 февраля с. г. в парламенте был зарегистрирован законопроект №2080 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины» (относительно установления уголовной ответственности за публичное отрицание или оправдание военной агрессии Российской Федерации по отношению к Украине в 2014–2015 гг.), инициатором которого выступил народный депутат от партии «Блок Петра Порошенко» Игорь Артюшенко. А 12 февраля зарегистрирован законопроект №1886-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации в период проведения антитеррористической операции», инициатором которого выступил нардеп Андрей Артеменко.
В первом из названных законопроектов предлагается установить уголовную ответственность за публичное отрицание или оправдание военной агрессии Российской Федерации по отношению к Украине в 2014–2015 гг., а также за изготовление и/или распространение материалов, в которых отрицается или оправдывается такая агрессия. Во втором же предусматривается установление уголовной и административной ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации на период проведения антитеррористической операции, а также распространение, изготовление или хранение материалов с призывами к совершению таких действий.
«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, где заканчивается гарантированное Основным Законом право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и начинаются противоправные действия.
Новые статьи Уголовного кодекса
Законопроект №2080 предлагает дополнить УК Украины новой ст. 436-2. В соответствии с ней, за публичное отрицание или оправдание военной агрессии Российской Федерации по отношению к Украине, изготовление и/или распространение материалов, в которых отрицается или оправдывается такая агрессия, будет полагаться наказание в виде штрафа от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет с конфискацией материалов, в которых отрицается и/или оправдывается военная агрессия, и средств для их изготовления и распространения.
Как видим, спектр возможных наказаний предусмотрен широкий, что весьма логично, учитывая потенциальное разнообразие объективной стороны. Но в противовес за те же действия, совершенные повторно или служебным лицом, предусмотрен лишь один вид наказания – лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. По идее, это должно напугать «непатриотичных» чиновников.
Стоит отметить, что в УК уже есть подобные статьи: ст. 436 «Пропаганда войны», ст. 436-1 «Публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма, пропаганда неонацистской идеологии, изготовление и/или распространение материалов, в которых оправдываются преступления фашистов и их приспешников».
Что касается подследственности,упомянутые выше преступления в случае принятия законопроекта будут подследственны органам безопасности. Это также логично, поскольку указанным органам подследственны практически все преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка
Законопроект №1886-1, в свою очередь, предлагает добавить в УК Украины ст. 336-1 «Публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации в период проведения антитеррористической операции». В соответствии с ней, публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации, а также распространение, изготовление или хранение материалов с призывами к совершению таких действий, совершенные в период проведения антитеррористической операции, определенный Законом Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», будут наказываться ограничением свободы на срок до 2 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов, а также средств (орудий) их изготовления и распространения. Если же указанные действия будут совершены лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, наказание будет строже: ограничение свободы на срок до 4 лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет и с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов, а также средств (орудий) их изготовления и распространения.
Стоит отметить, что законопроект №1886-1 также предлагает дополнить КоАП ст. 185-13 «Публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации». В соответствии с ней, такие призывы, а также распространение, изготовление или хранение материалов, их содержащих, будут наказываться административным арестом на срок 15 суток.
Таким образом, за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации гражданам будет угрожать административная ответственность, а за те же действия, совершенные в период проведения антитеррористической операции – уголовная. Это выглядит, по меньшей мере, странно. Особенно, если вспомнить, что в соответствии с Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации», мобилизация – это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перехода Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, оперативно-спасательной службы гражданской защиты на организацию и штаты военного времени. Как видим, мобилизация просто так в стране не происходит, и чем она отличается в период АТО, авторы проекта так и не разъяснили.
К слову, в ст. 1 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» автор законопроекта №1886-1 также приготовил изменения. Согласно им, период проведения АТО также должен считаться особым периодом для государства, вроде военного времени. Напомним, что особый период – период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнения гражданами Украины своего конституционного долга по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Такое изменение является, по сути, законодательным ответом на утверждение противников мобилизации, что частичная мобилизация 2015 г. якобы является незаконной, поскольку в Украине не введено военное или чрезвычайное положение (особый период), т. е. мобилизация происходит в мирное время. Стоит отметить, что в Конституции и других законах Украины отсутствует требование о введении военного положения для проведения мобилизации.
Напомним, что это не первый законопроект, направленный на установление ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации. Так, законопроект №1886 Антона Геращенко и Бориса Филатова от 29.01.2015 предлагает установить исключительно уголовную ответственность за указанные выше действия, а также не привязывает наказуемость деяния исключительно к периоду АТО. При этом санкции для ст. 336-1 в законопроектах №1886 и №1886-1 предлагаются идентичные.
Общественно опасны?
Всем известно, что признаком преступления является общественная опасность, которая означает его особые вредные последствия для лица (физического или юридического), общества, государства, человечества. Оценка потенциальной общественной опасности деяния должна происходить в процессе правотворчества, когда законодатель решает вопрос об установлении или отмене уголовной ответственности за определенное деяние.
Отрицание или оправдание военной агрессии против Украины (не только РФ, но и в целом) можно признать общественно опасными, поскольку такие действия направлены против законодательно установленных принципов нынешнего общественного строя и территориальной целостности Украины. Что касается публичных призывов к уклонению от призыва по мобилизации, то тут речь идет о сохранении общественного порядка в особый для страны период.
В нарушение Конституции?
В соответствии со ст. 34 Конституции Украины, каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору.
Но мудрая Конституция также предусмотрела возможность ограничения указанных прав – законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Стоит также напомнить, что в соответствии со ст. 65 Основного Закона защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является обязанностью граждан Украины.
С другой стороны, с государства также никто не снимал ответственность за финансовое и материальное обеспечение армии.
«Гнилое яблоко портит соседнее»
Скорее всего, рассмотренные в статье законопроекты являются популистскими. Но стоит учитывать, что в Украине стремительно выросло количество уголовных производств, связанных с преступлениями против основ национальной безопасности, в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации, военными преступлениями, а также преступлениями против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Кроме того, в нашем государстве развернулась целая кампания публичных призывов к уклонению от призыва по мобилизации.
Нельзя забывать, что на кону – национальная безопасность, территориальная целостность и сохранение общественного порядка. «Гнилое яблоко портит соседнее», чем и объяснятся необходимость урегулирования на законодательном уровне ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации и публичное отрицание или оправдание военной агрессии по отношению к Украине.