Информационные эксперименты в исполнительной службе

11:39, 22 июня 2015
Газета: 24 (292)
Именно данные реестра будут использоваться для решения вопроса о выплате вознаграждения госисполнителю...
Информационные эксперименты в исполнительной службе
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»

28.04.2015 приказом Министерства юстиции Украины №614/5 был утвержден Временный порядок автоматического распределения исполнительных документов между государственными исполнителями и контроля сроков исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) (далее – Порядок). Известно, что пилотный проект будет реализован в отделе принудительного исполнения решений департамента государственной исполнительной службы МЮУ, структурных подразделениях территориальных органов МЮУ в Сумской области и в Киеве, которые обеспечивают осуществление полномочий в сфере организации принудительного исполнения решений. Также известно, что техническую сторону эксперимента возьмет на себя ГП «Информационный центр». Как видим, делопроизводство исполнительных служб хотят пустить по уже пройденному судебной системой пути, конечная остановка которого – полная автоматизация. Стоит отметить, что Порядок действует с 30 апреля 2015 г.

Госисполнителей-участников эксперимента также должен заинтересовать Временный порядок выплаты и размеры вознаграждений государственным исполнителям относительно реализации пилотного проекта по оптимизации контроля за принудительным исполнением решений судов и других органов (должностных лиц), внедрения автоматического распределения исполнительных документов между государственными исполнителями и механизма мотивации государственных исполнителей, утвержденный приказом КМУ №142 от 25.03.2015.

Учитывая, что исполнение решений является завершением судопроизводства, «Судебно-юридическая газета» решила не оставлять без внимания информационные инновации в исполнительных органах.

Компьютеризированный путь исполнительного документа

Конечно, автоматическое распределение исполнительных документов – не первый шаг на пути внедрения информационных технологий в деятельность исполнительных органов. Единый государственный реестр исполнительных производств, компьютерная программа «ИП-Исполнитель»… К слову, эта программа, предназначенная для ведения Единого государственного реестра исполнительных производств (ЕГРИП), вместила в себя и ряд других функций – таких, как: регистрация исполнительных документов и действий государственных исполнителей в ходе ведения исполнительного производства; формирование и печать постановлений государственного исполнителя, сопроводительных писем, актов, распоряжений и т. д.; ведение книг учета депозитных сумм, а также регистрация взысканных в ходе исполнительного производства (ИП) денежных сумм; формирование и печать статистических отчетов по данным, содержащимся в ЕГРИП.

Но в контексте темы статьи рассмотрим все необходимые компьютеризированные деяния с исполнительным документом именно в соответствии с Порядком, в т. ч. и IT-новшества.

Регистрация

Согласно Порядку, все исполнительные документы, поступившие в исполнительный орган, должны быть зарегистрированы в реестре ответственным лицом в день поступления. Входящий номер будет формироваться автоматически. При регистрации в реестр будут вноситься различные данные об исполнительном документе:

  • наименование органа, в который поступил исполнительный документ;
  • корреспондент, дата и индекс заявления или сопроводительного письма об открытии исполнительного производства. В случае, если исполнительный документ поступил без заявления (сопроводительного письма), в реестре должна делаться соответствующая отметка;
  • название исполнительного документа, дата и номер выдачи;
  • наименование органа, должностного лица, выдавшего документ;
  • информация о взыскателе и должнике;
  • категория исполнительного документа;
  • информация о взыскании средств в пользу государства;
  • дата вступления решения в законную силу;
  • резолютивная часть решения;
  • информация о немедленном исполнении решения;
  • сведения о наличии заявления взыскателя о наложении ареста на имущество должника одновременно с открытием исполнительного производства.

Могут быть внесены в реестр и другие данные, например, адрес электронной почты. При этом внесение изменений или удаление регистрационных данных не допускаются, кроме случаев исправления технических ошибок или описок. Любые внесенные изменения будут фиксироваться реестром автоматически.

После регистрации в реестре формируются журнал регистрации документов об открытии исполнительного производства, журнал учета исполнительных производств, переданных государственному исполнителю, и обложка исполнительного производства. Ответственное за регистрацию лицо должно ежедневно распечатывать журнал регистрации документов об открытии исполнительного производства и передавать его начальнику отдела для ознакомления. В свою очередь, начальник отдела на каждом распечатанном листе не позднее следующего рабочего дня должен ставить надпись «ознакомлен», подпись и дату.

Можно допустить, что если автоматизация делопроизводства исполнительных органов и далее буде «подражать» судебной системе, вскоре журналы и прочие документы будут передаваться через компьютерную программу, а обычную шариковую ручку часто будет заменять электронная цифровая подпись.

Автоматическое распределение

Исполнительные документы будут распределяться между государственными исполнителями в произвольном порядке с соблюдением очередности из расчета один исполнительный документ на одного государственного исполнителя с учетом установленного коэффициента. По идее, реестр должен обеспечивать распределение равного количества исполнительных документов на каждого исполнителя.

ИСКЮЧЕНИЯ:

Исполнение решений Европейского суда по правам человека и исполнительных документов о конфискации имущества, изъятого таможенными органами, будет осуществляться госисполнителями, определенными начальником отдела. Информация о государственных исполнителях, на которых возлагается выполнение таких решений, вносится в реестр

И даже в случае обесточивания электросетей и прочих неприятностей с реестром исполнительные документы не будут распределяться «вручную» – их распределение будет ждать устранения всех неполадок.

Начальник отдела ежедневно до 09:30 утра обязан внести в автоматизированную систему сведения об отсутствующих на работе исполнителях, чтобы система не включала их в распределение

Внесение информации об исполнительных действиях

Компьютеризированный путь исполнительного документа на регистрации и распределении не заканчивается. Так, в реестр в обязательном порядке должна вноситься информация о проведении всех исполнительных действий и вынесении всех процессуальных решений, а также все документы, полученные на запрос государственного исполнителя. Более того, постановления государственного исполнителя, а также другие документы исполнительного производства должны изготавливаться с помощью реестра. Каждый документ будет иметь индивидуальный код, а информация по его созданию, редактированию и доступу к нему будет сохраняться.

В соответствии с Порядком, процессуальный документ, направляемый в бумажном виде, считается вынесенным, если он сформирован государственным исполнителем в реестре к печати и внесен в электронный реестр почтовых отправлений в течение 24 часов с момента формирования. Документ, направляемый в электронном виде, считается вынесенным, если он сформирован в реестре к печати и в течение часа с момента формирования подписан электронной цифровой подписью и внесен в электронный реестр почтовых отправлений. В случае, когда документ требует утверждения, он направляется реестром начальнику отдела и вносится в электронный реестр почтовых отправлений в течение 24 часов с момента утверждения.

Доступ к информации через интернет

Стороны будут иметь право доступа к реестру, в частности, к информации о своем исполнительном производстве. Это право можно будет реализовать круглосуточно и абсолютно бесплатно через веб-сайт, который ведется администратором реестра. Причем можно будет не только просматривать информацию, но и копировать и распечатывать все документы. Адрес соответствующего веб-сайта, а также идентификатор для доступа к информации об исполнительном производстве будут указываться в постановлении об открытии исполнительного производства.

Право на получение доступа к реестру также будут иметь ряд лиц, в частности министр юстиции Украины, заместитель министра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы, должностные лица департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции, секретариата правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека и др.

Контроль не помешает

Реестр будет контролировать своевременность:

  • внесения ответственным лицом реквизитов исполнительного документа в реестр и передачи его государственному исполнителю;
  • совершения государственным исполнителем исполнительного действия и вынесения процессуального решения;
  • утверждения начальником отдела документов;
  • направления документов исполнительного производства адресатам.

При этом реестр будет информировать о сроках совершения исполнительных действий и вынесения процессуальных решенийкак самогогосударственного исполнителя, так и начальство.

Реестр поможет начальнику отдела контролировать:

  • соблюдение сроков внесения исполнительных документов в реестр;
  • законность, своевременность и полноту совершенных исполнительных действий и вынесенных процессуальных решений;
  • своевременность и полноту внесения в реестр сведений о совершенных исполнительных действиях и вынесенных процессуальных решениях.

Именно данные реестра будут использоваться соответствующими лицами для решения вопроса о выплате вознаграждения государственному исполнителю. Для этого в реестре предусмотрена возможность автоматического формирования отчетности за разные периоды (день, квартал, год и т. п.) по результатам работы как органа государственной исполнительной службы в целом, так и отдельного госисполнителя.

Мотивация госисполнителей

Какой же предлагается механизм вознаграждения госисполнителей-участников пилотного проекта?

Трудолюбивый госисполнитель, обеспечивший фактическое выполнение в полном объеме исполнительного документа имущественного характера, сможет получать вознаграждение в размере 2,5% взысканной им суммы или стоимости имущества. А если сумма взыскания (стоимость имущества) не превышает 34 тыс. грн, размер вознаграждения будет составлять 5%.

Конечно, предусмотрели и ограничения. Например, если размер взысканной суммы или стоимости имущества превышает 1 млн грн, поощрение госисполнителя будет ограничиваться 20 минимальными размерами заработной платы.

***

В описанных инновациях прослеживается здравый смысл. Действительно, автоматическое распределение исполнительных производств поможет устранить коррупционную составляющую при распределении исполнительных документов. Есть и надежда, что автоматический онлайн-контроль сроков и эффективности исполнения решений, а также денежная мотивация госисполнителей при фактическом исполнении исполнительного документа в виде процента от взысканной суммы или стоимости имущества позволит повысить процент исполненных решений.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді