22 ноября 2017 года в Киеве прошел круглый стол на тему: «Новые процессуальные кодексы в гражданском и хозяйственном процессах: чего ждать далее?».
Временно исполняющий обязанности главы нового Верховного Суда Украины Дмитрий Луспеник в комментарии для «Судебно-юридической газеты» рассказал о своем отношении к адвокатской монополии.
«Как профессиональный ученный, я всегда считал, что на уровне кассации должна быть профессиональная адвокатура. На уровне первой и апелляционной инстанций, где выясняются фактические обстоятельства и вопросы факта, закон должен быть не настолько жесткий. Однако Конституция в новой редакции принята и как она сработает, мы вскоре увидим», — пояснил Дмитрий Луспеник.
Координатор проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине» Довидас Виткаускас в комментарии для «Судебно-юридической газеты» рассказал, как обстоит дело с адвокатской монополией в Литве.
«Она есть, но не во всех типах процессов. В гражданском процессе ситуация более гибкая, а в уголовном есть обязательное представление интересов адвокатами. Но в этой связи во всех европейских странах возникают другие вопросы, а именно, в каком объеме государство должно платить за доступ к адвокату в форме правовой помощи. С одной стороны, нужно создать систему правовой помощи и хотя бы теоретический доступ каждого человека к адвокату. С другой стороны — государство может дифференцировать необходимость своего участия в зависимости от суммы дела, его правовой значимости и сложности», — объяснил Довидас Виткаускас.
Как сказал координатор проекта ЕС: «Как минимум с уровня апелляции представление интересов стороны адвокатом, если не обязательно, то как минимум очень желаемо. Не говоря уже о третьем уровне».
Напомним, что с 30 сентября 2016 года действует обновленная редакция Конституции Украины с добавленной новой статьей 131 (2), согласно которой исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения.
Согласно п. 11 Переходных положений, адвокатская монополия на представительство в Верховном Суде вводится с 2017 года, в апелляционной инстанции — с 2018-го, а в судах первой инстанции — с 2019 года.
При этом представительство государственных органов власти и органов местного самоуправления в судах исключительно адвокатами осуществляется с 2020 года.
В соответствии с п. 4 ст. 131 (2) Конституции, закон может устанавливать исключения из адвокатской монополии в судах. К примеру, трудовые споры, споры по защите социальны прав, по выборам и референдуму, в малозначительных спорах, а также в отношении малолетних или несовершеннолетних лиц, и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.