Кабмин предлагает ввести взыскание необоснованных активов до окончания уголовного производства

19:00, 22 декабря 2016
Судебное решение сможет решить судьбу необоснованных активов и/или средств, полученных от коррупционных преступлений.
Кабмин предлагает ввести взыскание необоснованных активов до окончания уголовного производства
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Судебное решение сможет решить судьбу необоснованных активов и/или средств, полученных от коррупционных преступлений.

Так, 22 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5577 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно механизма взыскания необоснованных активов в пользу государства в порядке гражданского судопроизводства».

Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.

 

Взыскание в государство необоснованных активов

Законопроект разработан с целью усовершенствования положений законодательства относительно обращения в доход государства необоснованных активов, которые были обнаружены во время уголовного производства коррупционных преступлений в отношении лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Целью принятия проекта Закона является введение института взыскания в доход государства необоснованных активов до окончания уголовного производства, во время которого и были обнаружены такие активы, правомерность происхождения которых не доказана, в то время как подозреваемый в уголовном производстве коррупционных преступлений фактически может ими пользоваться и распоряжаться, который в мировой практике правоприменения имеет устоявшееся название «Non-Conviction Based Asset Forfeiture», или «гражданская конфискация».

 

Институт по взыканию средств в государство

Как отмечается в пояснительной записке, институт взыскания в доход государства необоснованных активов является отдельным инструментом принудительного прекращения права собственности наряду с конфискацией имущества и специальной конфискацией в уголовном праве, не служит альтернативой им и не может применяться параллельно.

В отличие от объектов специальной конфискации, объектами взыскания необоснованных активов является имущество, которое не имеет непосредственной связи с преступлением, в ходе расследования которого оно выявлено.

При этом в отличие от конфискации, взыскание необоснованных активов не является санкцией за совершение правонарушения.

«Кроме этого, согласно положениям проекта, взыскание необоснованных активов в доход государства будет происходить независимо от гарантированных законодательством их владельцу иммунитета или любых других особенностей его правового статуса», — отмечает первый заместитель министра юстиций Наталья Севостьянова.

 

К кому и чему будет применяться взыскание

Законопроектом предлагается применение института исключительно к имуществу, которое выявлено в ходе расследования коррупционных преступлений в отношении лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления с целью сужения фокуса его действия на наиболее распространенные случаи соответствующих противоправных действий и предупреждения злоупотреблений при его применении.

При этом предлагается применение института только к средствам в наличной и безналичной форме в национальной и иностранных валютах, долговых ценных бумаг, эмитентом которых является государство в лице уполномоченных им органов государственной власти, государственных деривативов, банковских металлов и драгоценных камней, если их стоимость превышает одну тысячу размеров минимальной заработной платы и если они размещены в государственных банках Украины, или банковских учреждениях, зарегистрированных в иностранных государствах, при условии, если центральным органом исполнительной власти Украины, что реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, направлен запрос в компетентные органы иностранных государств по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в отношении указанных выше активов, размещенных в банковских учреждениях, зарегистрированных в иностранных государствах.

«Так, процедуру взыскания необоснованных активов проектом предлагается установить в Гражданском процессуальном кодексе Украины с применением общих принципов гражданского судопроизводства и особенностей, предусмотренных отдельной главой настоящего кодекса», — говорится в пояснительной записке.

 

Судебный арест на необоснованные активы

С целью реализации механизма взыскания в доход государства необоснованных активов до окончания уголовного производства, во время которого были обнаружены такие активы, проектом Закона предлагается внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, которыми предусматривается возможность наложения судом ареста на такие активы с целью обеспечения взыскания необоснованных активов.

Это позволит обеспечить соблюдение закрепленного в ст. 16 УПК принципа неприкосновенности права собственности, согласно которому лишение или ограничение права собственности в ходе уголовного производства осуществляется только на основании мотивированного судебного решения, принятого в порядке, предусмотренном УПК.

 

Подача иска о необоснованных активах

При наличии указанных выше условий генеральный прокурор Украины (и.о. генерального прокурора Украины), заместитель генерального прокурора Украины - руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры имеют право обратиться в суд с иском к владельцу активов:

1) в отношении которого существуют обоснованные доводы считать, что владелец активов является номинальным держателем, поскольку подозреваемый в уголовном производстве, в котором обнаружены указанные активы, может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать в отношении таких активов действия, которые тождественны по смыслу осуществлению прав собственника на распоряжение или пользование ими, и/или имеет относительно таких активов любое право, содержание которого шире содержания правомочий собственника;

2) который является подозреваемым в уголовном производстве, в котором обнаружены указанные активы.

Независимо от характера ответчика, взыскание необоснованных активов будет возможным, если подозреваемый в уголовном производстве, в котором обнаружены указанные активы, скрывается от органов следствия и суда и находится в розыске не менее двух месяцев со дня его объявления. При этом в производстве осуществляется специальное досудебное расследование или же следственным судьей отказано в удовлетворении ходатайства об осуществлении специального досудебного расследования.

 

Судебное рассмотрение дела о взыскании активов

Проектом Закона предлагается предусмотреть две стадии рассмотрения дела о взыскании необоснованных активов в доход государства: предварительное судебное заседание и рассмотрение дела по существу. На каждой из этих стадий судом будут решаться различные вопросы, от которых будет зависеть ход судебного рассмотрения дела.

Как отмечается в пояснительной записке, кроме этого, разница между стадиями заключается в различном характере обязанности доказывания: в предварительном судебном заседании подлежит доказыванию существование разумных оснований считать соответствующие обстоятельства имеющимся, в то время как при рассмотрении дела по существу подлежит доказыванию существование обоснованных доводов считать соответствующие обстоятельства имеющимся.

 

Открытие судебного производства по взысканию

Во время рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу суд должен выяснить, относятся ли активы, указанные в исковом заявлении прокурора, председателя бюро видов активов, к которым может быть применено взыскание в доход государства; такие активы выявлены в ходе расследования коррупционных преступлений в отношении лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления; наложен на следующие активы арест в уголовном производстве; приложенные к исковому заявлению прокурора доказательства в подтверждение указанных выше обстоятельств. При этом на данной стадии суд не оценивает такие доказательства.

В случае соблюдения указанных прокурором требований суд открывает производство по делу и назначает предварительное судебное заседание, в которое вызываются прокурор и ответчик.

Сведения об открытии производства подлежат обнародованию, в частности, на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Украины и судебной власти Украины, а также в печатном средстве массовой информации, определенном Кабинетом Министров Украины.

 

Судебное заседание и вынесение приговора активам

По словам Натальи Севастьяновой, в случае предъявления иска к владельцу активов, который является подозреваемым в уголовном производстве, в котором выявлены такие активы, прокурор во время предыдущего судебного заседания должен доказать существование разумных оснований считать, а ответчик опровергнуть, что владение активами не соответствует размеру доходов подозреваемого, о чем известно из официальных источников.

Доведение прокурором указанных обстоятельств, в соответствии с неопровержением их ответчиком, является основанием для вынесения судом определения об окончании предварительного судебного заседания и назначения дела к судебному разбирательству.

При этом с момента вынесения определения об окончании предварительного судебного заседания по делу считается, что указанные в заявлении прокурора активы имеют признаки необоснованности.

 

Какие изменения еще вносятся предлагаемым проектом

Также проектом Закона вносится изменение в перечень случаев применения специальной конфискации в уголовном производстве, а именно этот перечень дополняется случаями смерти обвиняемого и подозреваемого.

Как отмечается в пояснительной записке, таким образом, устраняется пробел в объеме применения этого правового института, который существует сейчас.

Кроме этого, проектом предлагается освободить органы прокуратуры от уплаты судебного сбора при подаче иска в суд о взыскании необоснованных активов в доход государства до окончания уголовного производства, поскольку данный институт является новым и, соответственно, такое освобождение от уплаты судебного сбора не отразится на предыдущих расчетах поступлений судебного сбора в 2016 году, которые проводились с целью оценки возможностей выполнения соответствующих обязательств государства перед Международным валютным фондом.

Подробнее с предложенными изменениями можно ознакомиться по ссылке.

 

Активы пойдут в оборот государства

Принятие проекта Закона обеспечит возможность обращения в доход государства необоснованных активов, полученных от коррупционных преступлений, в рамках гражданского судопроизводства.

 

✅Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде