Аннулирование регистрации плательщика НДС: ключевые правила и порядок

23:19, 1 декабря 2025
В каких случаях регистрацию плательщика НДС могут отменить, как подать заявление и что меняется для бизнеса после аннулирования.
Аннулирование регистрации плательщика НДС: ключевые правила и порядок
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Аннулирование регистрации плательщика НДС происходит в случаях, когда предприятие или ФЛП больше не соответствуют требованиям для пребывания в реестре плательщиков НДС, прекращают деятельность или переходят на упрощенную систему налогообложения. Об этом сообщает Главное управление ГНС в Ивано-Франковской области.

Порядок аннулирования определен статьей 184 Налогового кодекса Украины и Положением о регистрации плательщиков НДС, утвержденным приказом Министерства финансов Украины № 1130.

Когда регистрацию могут аннулировать

  1. Регистрация плательщика НДС подлежит аннулированию, если:
  2. Общая стоимость облагаемых товаров/услуг за последние 12 месяцев меньше 1 млн грн и плательщик подает заявление об аннулировании.
  3. Предприятие или ФЛП прекращает деятельность и утверждает ликвидационный или разделительный баланс.
  4. Плательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую уплату НДС.
  5. В течение 12 месяцев не подаются декларации по НДС и/или подаются декларации без операций.
  6. Есть решение суда о недействительности учредительных документов, ликвидации или лишении статуса субъекта хозяйствования.
  7. Плательщик — физическое лицо умерло, признано недееспособным или безвестно отсутствующим.
  8. Прекратилась действие договора, на основании которого лицо было зарегистрировано плательщиком НДС.

В случаях прекращения деятельности или перехода на единый налог без НДС аннулирование проводится автоматически.

Как подать заявление

Для аннулирования регистрации плательщик подает заявление по форме № 3-НДС в контролирующий орган по месту учета. Документ можно подать и в электронном виде.

Результат рассмотрения заявления

В течение 10 календарных дней после получения заявления контролирующий орган:

  • аннулирует регистрацию при наличии определенных оснований;
  • предлагает подать новое заявление, если в документе есть ошибки или отсутствуют данные;
  • отказывает, если нет законных оснований или плательщик обязан быть зарегистрированным.

Если заявление не подается

При наличии оснований для аннулирования контролирующий орган составляет документ по форме № 6-РПНДС, один экземпляр которого направляется плательщику, и аннулирует регистрацию плательщика НДС. Информация об аннулировании появляется в электронном кабинете.

Какая дата аннулирования

Аннулирование регистрации происходит с даты:

  • подачи заявления или принятия решения контролирующего органа;
  • указанной в судебном решении;
  • прекращения действия договора или ликвидации;
  • государственной регистрации прекращения юрлица или ФЛП;
  • перехода на единый налог без НДС.

Что изменяется после аннулирования

Лицо, регистрация которого аннулирована:

  • теряет право на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту,
  • не может составлять налоговые накладные.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый