В Украине может появиться новый механизм по расследованию преступлений

15:55, 2 февраля 2017
Президент Украины и Правительство Малайзии хотят заключить договор о создании механизма сотрудничества в расследовании преступлений и применении мер по конфискации доходов и орудий преступлений.
В Украине может появиться новый механизм по расследованию преступлений

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Президент Украины и Правительство Малайзии хотят заключить договор о создании механизма сотрудничества в расследовании преступлений и применении мер по конфискации доходов и орудий преступлений.

Так, 17 января 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5713 «О ратификации Договора между Украиной и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи в уголовных делах».

Инициатором законопроекта выступил президент Украины Петр Порошенко.

 

Соглашение о взаимопомощи в уголовном производстве

Как говорится в пояснительной записке, 4 августа 2016 года в г. Путраджая был подписан Договор между Украиной и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Задачей проекта Закона Украины «О ратификации Договора между Украиной и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи по уголовным делам» является выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.

«Целью Договора является налаживание эффективного сотрудничества судов и других компетентных органов обоих государств в процессе оказания взаимной правовой помощи при расследовании уголовных дел и конфискации доходов, полученных преступным путем», — отмечает министр юстиции Павел Петренко.

 

Что предлагает международное соглашение

Неотъемлемой частью проекта Закона является Договор между Украиной и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи в уголовных делах, который состоит из 24 статей, регламентирующих условия и порядок международного сотрудничества по вопросам оказания взаимной правовой помощи в уголовных делах.

Так, ст. 1 Договора определяет сферу применения Договора и объем правовой помощи, что включает: получение показаний или доказательств; предоставление возможности лицам предоставлять доказательства или способствовать уголовному расследованию и судебному разбирательству, включая передачу лиц под стражей; вручение судебных и процессуальных документов; проведение обыска и выемка; осмотр объектов и местности; предоставление информации и вещественных доказательств; идентификация, выявление, арест, изъятие и конфискация доходов, полученных преступным путем, и орудий преступлений; установление местонахождения и идентификации лиц; любые другие формы помощи, не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны.

Вместе с этим ст. 2 Договора устанавливает центральные органы Сторон. Для Украины — это Генеральная прокуратура (в отношении запросов на стадии досудебного расследования) и Министерство юстиции (в отношении запросов на стадии судебного разбирательства).

Ст. 3 Отказ в исполнении запроса об оказании помощи на основании настоящего Договора осуществляется в соответствии с законодательством Сторон, и основания для отказа включают следующие:

  • оказание помощи может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим важным государственным интересам запрашиваемой Стороны;
  • удовлетворение или исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой Стороны;
  • преступление рассматривается запрашиваемой Стороной как такой, что имеет политический характер;
  • существуют веские основания полагать, что запрос об оказании помощи сделан с целью проведения расследования, преследования, наказания или иным образом ухудшения положения лицу по признаку расы, пола, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности или политических убеждений;
  • запрос касается воинского преступления, если бы имел место в запрашиваемой Стороне, не был бы преступлением в соответствии с обычным уголовным правом в запрашиваемой Стороне;
  • запрос касается деяния, которое не является преступлением в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны;
  • запрос касается преследования лица за преступление, по которому лицо было окончательно осуждено, оправдано или помиловано, или отбыло или отбывает наказание в запрашиваемой Стороне, или иным образом освобождено от уголовной ответственности или исполнения наказания в такой Стороне.

 

Какие преступления не являются политическими по Договору

1. Следующие преступления не считаются преступлениями политического характера:

  • преступление против жизни или личности Главы Государства или близкого члена семьи Главы Государства;
  • преступление против жизни или личности Главы Правительства или Министра Правительства;
  • преступление, предусмотренное любым многосторонним международным договором, сторонами которого являются Стороны и что, согласно такого многостороннего договора, не может считаться преступлением политического характера для целей взаимной правовой помощи в уголовных делах.

2. Перед тем, как отказать в удовлетворении запроса или отсрочить его исполнение, запрашиваемая Сторона рассматривает вопрос о возможности оказания помощи на определенных условиях. Если запрашивающая Сторона соглашается получить помощь на этих условиях, то она выполняет такие условия.

3. Любой отказ или отсрочка в предоставлении взаимной правовой помощи должны быть мотивированными.

4. В помощи не может быть отказано лишь на основании банковской или другой финансовой тайны или если преступление считается таким, что касается исключительно фискальных вопросов.

Также статьями 18, 19 Договора посвящены действительности документов и порядка покрытия расходов, связанных с исполнением запроса об оказании правовой помощи.

Заключительные положения, касающиеся разрешения разногласий, проведения консультаций, внесения изменений, а также вступления в силу и прекращения действия Договора, содержатся в статьях 21-24 международного договора.

Подробнее с текстом международного договора можно ознакомиться по ссылке.

 

Расследование преступлений и меры их пресечения улучшатся

Договор между Украиной и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи по уголовным делам вступает в силу на 30 день после даты получения последнего уведомления о завершении внутренних процедур, предусмотренных национальным законодательством каждой из Сторон для вступления в силу этим Договором, как это определено в ст. 24 Договора.

Также отмечается, что каждая из Сторон может прекратить настоящий Договор, направив другой Стороне письменное уведомление через дипломатические каналы. Такое прекращение вступает в силу через шесть месяцев после даты получения такого уведомления другой Стороной.

Вступление в силу Договора внедрит эффективный механизм сотрудничества компетентных органов обоих государств при расследовании преступлений и применении мер по конфискации доходов и орудий преступлений.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Нарушение интереса как повод для обращения в суд
Сегодня день рождения празднуют
  • Юрий Донченко
    Юрий Донченко
    судья Шевченковского районного суда Львова
  • Сергей Родионов
    Сергей Родионов
    судья Оболонского районного суда Киева