Товары станут доступнее: народные депутаты рассмотрят отмену НДС

11:45, 25 ноября 2016
Народные депутаты предлагают отменить налог на дополнительную стоимость с 1 января 2017 года.
Товары станут доступнее: народные депутаты рассмотрят отмену НДС
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Мария Мисюра,

«Судебно-юридическая газета»

 

Народные депутаты предлагают отменить налог на дополнительную стоимость с 1 января 2017 года.

Так, 16 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5401 «Об отмене в Украине налога на добавленную стоимость».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Андрей Немировский, Сергей Лабазюк, Иван Рыбак, Роман Мацола, Андрей Шинькович, Петр Юрчишин и Геннадий Чекита.

 

Коррупционный налог

Законопроектом предлагается с 1 января 2017 года отменить налог на добавленную стоимость в Украине, как налог, который является дискриминационным и коррупционным, в части его возмещения, с целью обеспечения равенства всех налогоплательщиков перед законом.

Согласно положениям Налогового кодекса Украины, налог на добавленную стоимость относится к общегосударственному налогу.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, который начисляется и уплачивается согласно нормам раздела V Налогового кодекса Украины.

Равенство всех налогоплательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала закреплена в ст. 4 Налогового кодекса Украины.

Ст. 67 Основного Закона Украины установлено, что каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Ч. 4 ст. 13 Конституции Украины предусмотрено, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.

«Раздел V Налогового кодекса Украины, а также подразделение 2 и 3 Переходных положений этого же Кодекса предусматривает налоговые льготы для определенных субъектов хозяйствования, что является нарушением приведенных норм Конституции», — отмечают народные депутаты в пояснительной записке.

 

Борьба с «откатами»

По мнению авторов законопроекта, НДС необходимо отменить, как налог, который сдерживает развитие потребительского рынка, создает фискальную нестабильность, стимулирует коррумпированность контролирующих органов.

Так, согласно данных из открытых источников, стоимость «откатов» для возврата НДС в течение 2010-2015 гг. колебалась в пределах 20-60%. Ее пик пришелся на 2014 год, когда стоимость «услуг» госслужащих достигала 60% от суммы возврата НДС.

2010

2011

2012

2013

2014

2015

25-50%

10-50%

30%

20-34%

25-60%

15-50%

 

Необоснованные льготы

По НДС на протяжении последних лет четко прослеживается негативная тенденция — ежегодная сумма средств от НДС, поступающего в бюджет, постепенно уменьшается по сравнению со средствами, которые возмещаются из него.

НДС имеет значительное влияние на общий уровень цен и регрессивность, особенно в отношении малообеспеченных слоев населения.

Наличие большого количества исключений и льгот из налогообложения, прежде всего индивидуального, отраслевого и территориального характера, негативно влияет на эффективность администрирования налога на добавленную стоимость и создает налоговую дискриминацию.

Применение указанных специальных режимов на практике приводит к двойным потерям Государственного бюджета, поскольку плательщики, которые их применяют, налог на добавленную стоимость в бюджет не платят, а оставляют его в своем распоряжении. Одновременно они выписывают налоговые накладные, по которым их покупатели-плательщики налога включают эти суммы в налоговый кредит, уменьшая таким образом суммы уплачиваемого ими налога или увеличивая суммы, заявленные ими к возмещению из бюджета.

Более того, предоставление таких льгот или субъектам предпринимательской деятельности, либо по группам товаров, которые используются в производстве, вообще искажает механизм действия этого налога, способствует так называемому «кумулятивному эффекту», что в свою очередь приводит к удорожанию товаров и увеличению налоговой нагрузки на следующих этапах движения продукции.

Подобные льготы с налогообложения можно считать одной из форм косвенных субсидий со стороны государства, что нарушает основные принципы рыночных условий, препятствует здоровой конкуренции за счет предоставления преимуществ одним субъектам предпринимательства по отношению к другим.

Однако, на сегодня в большинстве случаев льготы по налогообложению предоставляются не законопослушным налогоплательщикам, а владельцам разнообразных коммерческих структур, которые, к тому же, нередко используют их для личного обогащения, в т.ч. с прямым нарушением требований действующего законодательства.

Так, по данным ГНА Украины, информация об объемах возмещения налога на добавленную стоимость из Государственного бюджета (по состоянию на 01.10.2016 года).

Вместе с тем, при пользовании льготами не только субъекты предпринимательской деятельности не уплачивают НДС в бюджет, но и покупатели их продукции получают право на возмещение налога из бюджета. Предоставление льгот нарушает основные принципы рыночной экономики, препятствует конкуренции за счет предоставления одним предприятиям преимуществ над другими.

Рост льготных предприятий приводит и к заметному удорожанию товаров, в т.ч. личного потребления, поскольку в их стоимость неоднократно включается сумма НДС.

 

Уклонение от уплаты налога. Схемы

Нередки факты уклонения от уплаты налога и незаконных требований по возмещению НДС.

Наиболее распространенными схемами нарушений законодательства при взимании НДС являются:

  • псевдоэкспортные операции или экспорт товарно-материальных ценностей по искусственно завышенным ценам с использованием в цепи поставщиков «фиктивных» предприятий;
  • внутренние операции по продаже с использованием ценовых трансфертов, когда искусственно завышаются продажные цены для увеличения налогового кредита; при этом продавцами являются фирмы-«бабочки», которые после осуществления операций ликвидируются;
  • бестоварные операции с использованием предприятий, освобожденных от налогообложения;
  • импорт товарно-материальных ценностей по существенно заниженным ценам;
  • импорт так называемого «давальческого» сырья;
  • безосновательное использование налоговых векселей;
  • проведение бестоварных операций;
  • реализация товарно-материальных ценностей по ценам ниже стоимости приобретения (разновидность фиктивных операций);
  • использование льгот предприятиям с иностранными инвестициями, специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, а также бюджетных дотаций;
  • применение механизма подписок, единого налога и упрощенной системы налогообложения в торговле.

Недостаточной является эффективность деятельности государственных органов по взысканию налога на добавленную стоимость, а низкой является результативность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере налогообложения.

 

НДС в мировой экономике

Одновременно следует отметить, что и до сих пор существуют ряд стран, в т.ч. передовых с точки зрения уровня экономического развития, которые не внедрили в своей экономической системе налог на добавленную стоимость. К последним относится, например, США.

Есть также и страны, которые после определенного периода существования налога на добавленную стоимость отказались от него.

Относительно современного статуса налога на добавленную стоимость в экономике западноевропейских стран, то этот налог имеет не только экономическое, но и политическое значение, поскольку наличие такого налога является обязательным для стран, вступающих в Евросоюз.

Большинство слаборазвитых членов ЕС шли до введения НДС более чем 20 лет. За это время они смогли запустить экономику и создать надежную систему предотвращения коррупции. Однако, даже это не спасает. Европейцы пытаются скрыть свои доходы и вывести их избыток, в страны, где НДС нет или его ставка значительно ниже.

Например, в Швейцарии ставка НДС колеблется от 2,6 до 8%, на острове Джерси — от 3-6%. Если смотрим далее, то такие страны, как Япония, Сингапур, Тайвань, Малайзия имеют ставку НДС от 3 до 6%.

При этом этот налог вводился уже после того, как произошел бурный экономический рост в 1950-1970 гг. прошлого века. Израиль ввел НДС аж в 1976 году, когда уже был одним из лидеров мировой экономики.

Такие страны, как США, а также Гонконг и Макао вообще не имеют НДС.

При этом США является первой и крупнейшей экономикой в мире. Международные рейтинги содействия бизнеса Doingbusiness Всемирного банка и антикоррупционный рейтинг Transparency International указывают, что именно в США, Малайзии, Сингапуре, Израиле одни из лучших показателей, тогда как Украина плетется в самом хвосте рядом с такими странами, как Сенегал, Замбия и Габон.

 

Рейтинг Украины в мире

В рейтинге Doing Business - 2016 Украина заняла 83 место среди 189 стран мира, улучшив свой рейтинг по сравнению с предыдущим годом на четыре позиции (2015 год — 87 позиция, а по старой методологии — 96). Наше государство находится в рейтинге между Саудовской Аравией (82 место) и Брунеем (84 место).

В Индексе экономической свободы - 2015 за год позиции нашего государства ухудшились на семь пунктов. Теперь мы занимаем 162 место из 178 стран и согласно классификации являемся страной с репрессивной экономикой, которая в рейтинге стала соседом Боливии (163) и Бирмы (161). Почти по всем критериям ситуация у нас ухудшилась, кроме свободы от коррупции и финансовой свободы. По таким критериям, как свобода права собственности, инвестиционная свобода и свобода государственных расходов, Украина является одним из крупнейших аутсайдеров.

Глобальный индекс конкурентоспособности - 2015, составляемый Всемирным экономическим форумом для определения рейтинга стран по показателю экономической конкурентоспособности, содержит 114 показателей для 140 стран. При этом учитываются как статистические данные, так и опросы руководителей бизнеса.

В этом индексе Украина заняла 79 место, что на три пункта хуже предыдущего года. Самые низкие рейтинги — по таким показателям, как макроэкономическая среда (134-е место среди 140 стран), прежде всего из-за большого инфляционного скачка, юридическая независимость (132 место), потеря бизнеса из-за угрозы терроризма (133), защита миноритарных акционеров (134), расточительность государственных расходов (134), качество дорог (132), эффективность антимонопольной политики (136), устойчивость банков (140 место).

Индекс восприятия коррупции - 2014 — это ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале и составляется компанией Transparency International с 1995 года. На сегодня Украина занимает 142 место среди 175 стран мира, что характеризует отсутствие эффективных изменений в 2014 году в борьбе с коррупцией.

Согласно индексу человеческого развития, наша страна занимает 83 место среди 187 стран и относится к странам с высоким человеческим развитием. Такого показателя удается достигать за счет высокого уровня образования населения.

 

Без НДС — лучше

Как заявляют народные депутаты, Украине не нужно НДС на сегодня, поскольку, наблюдая те хилые потуги борьбы с коррупцией, вывод напрашивается один. На этапе становления экономики, особенно при переходе от глубоко коррумпированной системы, лучше жить без НДС.

За счет увеличения количества активных предпринимателей возрастет и количество поступлений. Если только сохранить средства, которые разворовываются сейчас на схемах от НДС, то это уже будет в большей степени покрыты потери от отмены этого налога.

Сегодня до 70% экономики работает в тени именно из-за коррупции и недостатка налоговой системы. Эффект от устранения «коррумпированного налога» может быть соразмерным с введением упрощенной системы налогообложения в конце 1990-х гг., когда миллионы людей получили возможность работать открыто. Сегодня это каждый 18-й гражданин Украины, который часто рядом со своим рабочим местом создает еще несколько. В конце концов, государство должно превратиться из «рэкетира», который пользуется недостатками законодательства, в партнера предпринимателя. Тогда можно ожидать возрождение страны.

Учитывая изложенное, существование налога на добавленную стоимость прямо отвечает интересам нынешней политической и экономической верхушки в Украине. Поэтому совсем не удивительно, что, провозгласив курс на преодоление коррупции в стране, инициируя за неполные три года уже третью «реформу» налогового законодательства, ни разу не поднимался вопрос отмены налога на добавленную стоимость — крупнейшего источника коррупционных доходов на самых высоких ступенях государственной власти.

В так называемом «экспертном сообществе» и среди политиков это стало своеобразным табу. Они обосновывают это тем, что наличие НДС является обязательным условием членства в ЕС, пренебрегая при этом тем, что именно НДС является основным налоговым тормозом развития украинской экономики, без чего членство в ЕС является практически невозможным.

Теперь законопроект подлежит рассмотреть в Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, и только в случае его поддержания Комитетом он будет вынесен на рассмотрение в сессионный зал парламента.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Литвиненко
    Олександр Литвиненко
    секретар Ради національної безпеки і оборони України
  • Наталя Бжассо
    Наталя Бжассо
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Володимир Біоносенко
    Володимир Біоносенко
    голова Миколаївського окружного адміністративного суду
  • Василь Кузь
    Василь Кузь
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Тетяна Фетісова
    Тетяна Фетісова
    суддя Черкаського апеляційного суду