Зачем ГСА просит Раду судей отказаться от облачной модели электронного правосудия

16:12, 28 февраля 2020
Газета: 1 (483)
Распределение дел в судах: почему Раду судей просят расписаться под отказом от внедрения облачной модели ЕСИТС.
Зачем ГСА просит Раду судей отказаться от облачной модели электронного правосудия
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

ГСА просит Раду судей Украины расписаться под решением об отказе от внедрения облачной модели электронного правосудия (ЕСИТС). Это следует из материалов, которые были оглашены на заседании РСУ 28 февраля.

Что это значит, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Распределение дел в судах «по-старому»

При разработке облачной концепции электронного правосудия задумка была в том, чтобы процессы осуществлялись не на местах — в судах, а в едином центре. Это сэкономило бы человеческие и денежные ресурсы.

«Автоматизированное распределение дел во всех судах осуществляется локально, на локальных базах данных, что во многих случаях вызывало нарекания на вмешательство в эту систему. Логика централизованного автоматизированного распределения в том, что программное обеспечение будет находиться в дата-центре, суды будут каналами связи соединяться с соответствующим централизованным модулем, где и будет осуществляться автораспределение дел.

В старой версии автораспределения предполагалось отдельное внесение данных по табелям учета рабочего времени в суде. Сейчас предполагается, что эти данные дополнительно вносить не нужно — они будут автоматически использоваться из подсистемы бухгалтерского учета и кадров. То есть в одном месте будут заполняться один раз все данные», — так характеризовал облачную концепцию внедрения в судах Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) замглавы Государственной судебной администрации Сергей Чорнуцкий в июле 2018 года.

Уже теперь ГСА просит Раду судей Украины отменить решение от марта 2018 года, которым были утверждены графики подключения судов к вышеупомянутому централизованному модулю автоматизированного распределения дел в судах. Соответствующее письмо направил в РСУ глава ГСА Зеновий Холоднюк.

Дело в том, что график подключения судов к указанному модулю должны были реализовать еще в конце 2018-2019 годах, чего не произошло. Затем, 7 ноября 2019 года, ГСА и вовсе отменила свой же приказ от 2 марта 2018 года «Об утверждении Концепции Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы» и утвердила новую «смешанную» Концепцию.

Такая концепция предусматривает, что некоторые процессы, в том числе и распределение дел, будут происходить автономно в самом суде, т. е. на местах, а не, как планировалось ранее, в центре.

Новую, не облачную, а «гибридную» Концепцию ЕСИТС поддержал и Высший совет правосудия.

Однако эксперты ставят под сомнение такой вариант решения проблемы.

«Гибридная модель усложнит систему, и ее реализация будет требовать гораздо больше расходов. И я думаю, все согласятся с тем, что если у нас такая сложная система, то стоит упрощать в ней все, что можно упростить.

Мы обсуждали этот вопрос с ГСА и Госпредприятием, и они пытались убедить нас в том, что Украина не готова к использованию полностью облачной модели, поскольку качество связи не всегда на хорошем уровне. Мы согласны, что это может быть проблемой. Однако эти потенциальные проблемы не могут быть достаточным основанием для кардинального изменения модели ЕСИТС, поскольку система строится не на 3-5 лет с перспективой ее пересмотра, а на следующие 10-15 лет использования», — подчеркнул эстонский эксперт, проводивший аудит внедрения ЕСИТС в Украине, Ивар Талло.

Один из аргументов относительно необходимости «переписать» Концепцию построения ЕСИТС — отсутствие необходимой инфраструктуры для обмена данными, а именно «плохие» каналы связи, которые на данный момент предоставляет «Укртелеком».

«В Казахстане вопрос обеспечения каналами связи решен на государственном уровне. У них есть компания «КазахТелеком» (как наш «Укртелеком»), которая получает государственные средства и отвечает за подключение всех госорганов. Но даже там фиксация судебного заседания происходит в локальном режиме и передается ночью в центральную базу. И у них в любой точке работает полноценно 4G. О чем мы говорим? Мы в нашем комментарии дадим конкретные примеры состояния наших каналов связи», — подчеркнул начальник Управления информатизации и судебной статистики ГСА Александр Слоницкий.

Однако европейские эксперты не считают, что эти инфраструктурные требования настолько серьезные, как их пытается представить ГСА.

«Наши эксперты не усмотрели в этом такой большой проблемы. Возможно, есть какие-то ограничения по пропускной способности. Но это не означает, что распределение дел не может осуществляться действующими каналами», — отметил Ивар Талло в комментарии «Судебно-юридической газете».

На данный момент в органах, ответственных за запуск ЕСИТС, — ГСА и ВСП считают, что нужно начать строить «гибридную» модель, а уже потом — переделать ее на «облачных технологиях».

Однако возникает вопрос: как тогда быть с техническим заданием и затратами, которые необходимо будет осуществить на «гибридную» модель, а затем — опять, но уже на превращение ЕСИТС в облачную систему? И не было бы умнее сначала решить проблему с каналами связи — возможно, совместно с прогрессивным Кабинетом Министров и Министерством цифровой трансформации, а не выстраивать систему, которую потом придется переделывать?

Пока что просьба ГСА вызвала недовольство некоторых членов РСУ, заявивших о том, что толком непонятно, на что конкретно были потрачены миллионы гривен, выделенные на создание ЕСИТС, и что вообще дальше будет с ЕСИТС.

Стоит отметить, что в 2018 году на создание ЕСИТС выделили бюджетных средств на немалую сумму — 140,26 млн грн.  За 9 месяцев 2019 года на ЕСИТС выделили 62,16 млн грн. Это следует из ответа государственного предприятия «Информационные судебные системы», которое подведомственно ГСА и является администратором построения ЕСИТС.

Очевидно, что гибридная концепция внедрения ЕСИТС не отвечает современным требованиям. Если оставить все процессы как есть — на местах, это не сэкономит ресурсы и бюджетные средства.

«Лично моя позиция отличается от официальной позиции Государственной судебной администрации, поскольку я больше склоняюсь к облачной модели», — подчеркнул в ходе обсуждения гибридной концепции замглавы ГСА Сергей Чорнуцкий и добавил, что в данном случае руководитель ГСА выбирает модель и несет ответственность за свой выбор.

Пока же ГП «ИСС» отчитывается о закупке машин для своих специалистов, которым необходимо выезжать в суды:

«З кожним днем навантаження на працівників регіональних служб підтримки ДП «Інформаційні судові системи» збільшується. У середньому у кожній області нараховується близько 30 місцевих загальних судів, які розташовані як в самих обласних центрах, так і районних. Тому керівництво ДП ІСС намагається всіляко покращити умови роботи для своїх спеціалістів. Експериментально, для оцінки розвантаження працівників та збільшення продуктивності, вперше за роки роботи ДП ІСС у кінці грудня 2019 року для 8 регіональних служб підтримки були закуплені нові легкові автомобілі марки Renault Sandero. Автомобілі поїхали до Волинської, Івано-Франківської, Львівської, Миколаївської, Одеської, Рівненської та Чернівецької областей.

Наші регіональні служби підтримки повинні бути спроможними швидко вирішувати нагальні питання. Адже робота наших спеціалістів полягає не лише у роботі «на місцях», але і в технічній підтримці суддів та апаратів суддів «на виїзді». Оснащення матеріально-технічною базою — дуже важливий аспект для ефективної роботи. Тому зі свого боку ми будемо і надалі сприяти осучасненню матеріально-технічної бази як центрального офісу, так і регіональних відділень», — зазначив генеральний директор Олег Тертичний.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки