Публичные закупки будут проводить по новым правилам: Украина собирается ограничить доступ иностранных производителей к государственным тендерам.
Так, Верховная Рада собирается попробовать обойти Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. На этот четверг, 16 июля, в Верховной Раде запланировано рассмотрение вопроса по законопроекту № 3739 о внесении изменений в Закон «О публичных закупках», которым планируется ввести дополнительные условия в процедуру публичных закупок. Идет речь о предоставлении приоритета украинским производителям.
Впрочем, несмотря на громкие заявления авторов законопроекта, среди которых Дмитрий Наталуха, о стимуляции таким способом украинской экономики, эксперты отмечают, что эта инициатива скорее направлена на стимуляцию конкретных производителей, а не на «общее благо».
На согласительном совете парламента 13 июля глава Комитета ВР по вопросам экономической политики и соавтор этого законопроекта Дмитрий Наталуха кратко пояснил, в чем суть.
«Много говорилось про Декларацию о суверенитете Украины. И очень знаково, что в повестке дня на этот четверг мы увидели проект закона 3739 о так называемой локализации. По моему глубокому убеждению, это наиболее критический и исторический законопроект, который позволит Украине начать процесс трансформации экономической модели из сырьевой в модель с добавленной стоимостью.
Я хотел бы напомнить, что в Декларации о суверенитете есть пункт 6, который говорит об экономической самостоятельности Украины, и этот законопроект фактически начинает воплощать в жизнь этот принцип. А именно, сейчас уровень проникновения импорта в публичные закупки составляет более 50%, в то время как в ЕС он составляет около 5%. И при этом они позволяют себе присылать нам какие-то гневные письма с прямыми требованиями не заниматься промышленностью.
Извините, но это похоже на выражение Уильяма Питта-старшего, что «колониям Новой Англии нельзя позволить даже производство гвоздей для подков».
Поэтому я бы очень хотел попросить все фракции поддержать законопроект 3739, который увеличит поступления для ВВП, рабочие места и пр.», - подчеркнул Наталуха.
В интервью РБК-Украина Дмитрий Наталуха привел в пример Казахстан. «В свое время Казахстан почти с нуля построил производство комбайнов. Они заявили о масштабной реиндустриализацию и модернизации в сфере машиностроения на территории страны. Иностранные партнеры сразу предложили поставить им определенное количество своих станков и единиц тяжелой техники. Казахи ответили: вопросов нет, но 60% локализации, приезжайте, модернизируйте наши заводы, создавайте новые. И те приехали и создали. Мы же не просим 60%, мы предлагаем начать с 15-30%», - отметил он.
На вопрос о том, что таким образом фактически отсеивается импортный товар, который перестанет быть предметом закупок на тендерах, даже если он дешевле и его можно поставить быстрее, глава экономического Комитета Верховной Рады ответил следующее.
«Конечно, это имеет определенный фильтр. Я не вижу в этом никакой трагедии. Трагедия в другом. Есть, например, государственный заказ на приобретение 14 катеров для нашей морской полиции. Французская компания нам их поставляет. При этом у нас в Николаеве и Херсоне стоят, вообще, нерабочие, без заказов, заводы и верфи, которые способны производить по крайней мере части этих катеров или катера в целом. А украинские верфи без заказов – это украинские рабочие без зарплат».
«Когда ты вводишь это так называемое требование о местном компоненте, то обычно компании не теряют интерес к заказу, если они действительно в нем заинтересованы, ведь для них это достаточно неплохой рынок. И они будут вынуждены приезжать в Украину.
А чтобы часть или целое изделие отвечало требованиям и критериям качества, они будут учить наших сотрудников производственным процессам, которые будут соответствовать качеству тех стран, откуда мы это будем покупать. То есть учить наших производителей своим технологиям – часто более современным, что сделает украинские компании более конкурентными в глобальном измерении», - добавил он.
В законопроекте путем внесения изменений в Закон «О публичных закупках» с 1 января 2021 сроком на 10 лет ввести требование о степени локализации в Украине при осуществлении публичных закупок некоторых товаров промышленного назначения, транспортных средств и тому подобное. Как отметил Наталуха, «пока что в этом законопроекте мы заложили локализацию для общественного транспорта, вагонов, машиностроения, станков».
При этом в ГНЭУ ВР отметили риски этого законопроекта для Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, а также избирательный подход авторов, который может не столько помочь, сколько навредить украинской экономике.
«Не исключая в целом возможности применения национальной (местной) составляющей в предмете закупки как неценового критерия при оценке тендерных предложений, заметим, что по содержанию проекта предлагается установить не столько преференции для национальных производителей при осуществлении публичных закупок на определенный период, что в определенной мере, выглядит, на наш взгляд, допустимым, учитывая социально-экономические и внешнеполитические условия, в которых сейчас находится Украина, сколько, исходя из предлагаемого в новом п. 6-1 раздела X Закона перечня товаров, степени локализации, времени, с которого ее предлагается установить (40% с 2021, 60% из 2024), фактически преференции для конкретных производителей в Украине.
Таким образом, введение требований по степени локализации товаров может привести к снижению конкуренции в соответствующей сфере, что не в полной мере согласуется с целью Закона, который направлен на «обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок, создание конкурентной среды в сфере публичных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции», и, как следствие, не будет способствовать экономии бюджетных средств, особенно в условиях отсутствия какой-либо конкуренции в соответствующем сегменте рынка.
Следует также отметить, что предлагаемая форма поддержки отечественного товаропроизводителя выглядит уязвимой в контексте лишения отечественных производителей соответствующей продукции действенных стимулов для развития высокотехнологичного производства, что, в свою очередь, в долгосрочной перспективе, то есть после десяти лет применения преференциального режима в сфере публичных закупок, содержит риск существенной потери (с соответствующими последствиями) конкурентных позиций в соответствующих сегментах как на национальном, так и, особенно, на внешних рынках», - подчеркнули в ГНЭУ.
Также, по мнению экспертов, «низкой выглядит и вероятность прихода на украинский рынок мощного иностранного инвестора, поскольку поддержка осуществляется в отношении не всей продукции, а исключительно той ее части, которая реализуется через систему публичных закупок, объемы которых особенно в разрезе отдельных товарных групп, незначительны и, учитывая состояние государственных финансов, непредсказуемы».
Как отметил Наталуха в интервью РБК-Украина, европейские партнеры Украины не приветствуют такой законопроект: «Они выступили категорически против и заявили, что это не соответствует Соглашению об ассоциации».
Также глава Комитета по вопросам экономическое политики отметил, что надо начинать дискуссию о пересмотре условий Соглашения об ассоциации в экономической части.
Ниже приводим условия по локализации. Примечательно также, что согласно законопроекту «Ступінь локалізації виробництва товарів в Україні визначається Уповноваженим органом, в порядку та за методикою, встановленою Кабінетом Міністрів України».
ПРИКІНЦЕВІ ТА ПЕРЕХІДНІ ПОЛОЖЕННЯ
…
6-1. Тимчасово з 1 січня 2021 року строком на 10 років встановлюються такі особливості здійснення процедур закупівлі товарів, визначених цим пунктом:
Замовник здійснює закупівлю наступних товарів виключно у випадку, якщо ступінь локалізації їх виробництва в Україні перевищує чи дорівнює:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.